Последние полтора месяца ознаменовались на мировом рынке черных металлов повышением цен на сырье. В первую очередь, этот процесс затронул металлолом и железную руду, однако в ноябре постепенно начал дорожать и коксующийся уголь. Стоимость «твердого» австралийского материала прибавила до $10 за т по сравнению с концом октября, достигнув отметки $155-158 за т FOB.
До недавнего времени рынок коксующегося угля находился на спаде, основной причиной которого стало несоответствие спроса и предложения. Потребность в этом сырье относительно стабильна из-за стагнации в мировой металлургической отрасли, в то время как во второй половине текущего года возросла добыча угля в Австралии и появились новые источники в Монголии и США.
Американская угледобывающая промышленность все больше ориентируется на экспорт из-за того что уголь на национальном энергорынке оказался недостаточно конкурентоспособным по сравнению с дешевым сланцевым газом. И хотя, конечно, основной рост зарубежных поставок приходится на энергетический уголь, производители коксующегося тоже увеличили активность. В начале ноября сообщалось, в частности, о заключении контракта между американским поставщиком и крупной индийской металлургической компанией по цене в $132 за т FOB. Хотя американский уголь по своему качеству уступает австралийскому, возможностью приобретения сырья в США заинтересовались и другие индийские покупатели.
Тем не менее, в ноябре объем предложения коксующегося угля на спотовом рынке оказался ограниченным. Австралийские компании заключили долгосрочные контракты на четвертый квартал текущего года из расчета $170 за т FOB для «твердого» угля. Это самая низкая цена с начала 2010 года, но она существенно превышает уровень спотового рынка, поставки на который резко уменьшились.
Падение цен на уголь заставило австралийских производителей пересмотреть в сторону сокращения свои планы расширения мощностей. По некоторым оценкам, остановлены или отложены на неопределенный срок проект совокупной производительностью около 25 млн. т в год, что соответствует более 15% от нынешнего годового австралийского экспорта коксующегося угля. Кроме того, австралийские компании дружно жалуются на возросшие затраты. Правительство страны недавно увеличило рентные платежи для компаний, занимающихся добычей природных ресурсов. Также в Австралии уже давно наблюдается хронический дефицит оборудования и квалифицированной рабочей силы. Уровень заработной платы в национальной горнодобывающей отрасли достиг в настоящее время беспрецедентных высот, что оборачивается для экспортеров угля дополнительными затратами.
Еще одним фактором, способствовавшим подорожанию коксующегося угля на мировом рынке, стало некоторое увеличение спроса со стороны китайских металлургов. Ранее они предпочитали приобретать данное сырье на внутреннем рынке, но закрытие ряда небольших угледобывающих предприятий и расширение закупок с целью создания зимних запасов привели к росту цен и повысили привлекательность импортного материала. О расширении закупок со стороны китайских компаний сообщали в последнее время не только австралийские, но и канадские компании, продающие «твердый» коксующийся уголь в Азию по $140-150 за т FOB. Предполагается, что экономика Китая прошла в конце третьего квартала низшую точку спада (насколько это слово вообще применимо в данном случае), а в дальнейшем спрос на металл и внутренние цены на прокат и металлургическое сырье будут подниматься.
Определенные надежды поставщики возлагают и на Индию. До недавнего времени местные компании не проявляли большого интереса к закупкам коксующегося угля, но к середине ноября, по оценкам экспортеров, у них должны закончиться прежние запасы. В силу действия того же фактора в конце года и некоторая активизация европейских металлургов.
Так или иначе, мировые цены на коксующийся уголь медленно поднимаются. Очевидно, эта тенденция продлится и в ближайшие недели – возможно, до конца года.