Увеличивать добычу "Востсибуголь" намерена также экстенсивным путем: специалисты присматриваются к новым активам, в том числе в Красноярском крае и Хакасии. В настоящее время решается вопрос о вхождении в структуру «Востсибугля» Тувинской горно-рудной компании (в настоящее время находится под управлением En+ Coal).
ТГРК добывает уголь марок Ж, ГЖ – высококачественный энергетический и коксующийся – на Каа-Хемском и Чаданском разрезах в Тыве. «Основная проблема ТГРК и Республики Тыва – отсутствие железной дороги, – рассказал Евгений Мастернак. – Трасса Кызыл – Курагино спроектирована, но работы приостановились, и правительство РФ пока определяет позицию по инвестиционному проекту [РЖД]. К сожалению, без железной дороги развитие Каа-Хемского и Чаданского разрезов кратно не будет увеличено». В настоящее время единственная возможность – вывоз угля автотранспортом через горные перевалы в Хакасию, откуда его можно отгружать потребителю по железной дороге. ТГРК принадлежат значительные запасы, но они требуют подземного способа отработки.
При мощности месторождений до 6,5 млн тонн угля в год сейчас добыча колеблется от 700 тыс до 1 млн тонн. Текущие экспортные цены делают этот бизнес низкорентабельным, однако с оживлением рынка, по словам гендиректора КВСУ, «на ТГРК ситуация улучшится». «Стратегически это прекрасный актив с высококачественными углями и большими запасами, – добавил Мастернак. – Таких месторождений осталось немного, и у каждого есть уникальные проблемы».
Решение о приобретении пакета акций ТГРК будет вынесено на совет директоров. Вероятнее всего, сначала глава КВСУ будет наделен функциями единого исполнительного органа тувинской компании, в дальнейшем у «Востсибугля» «есть намерение получить весь пакет акций».