новости на metcoal.ru: версия для печати
07.03.2013 Корейцы перевалят российский уголь


В Приморье анонсирован новый крупный проект угольного терминала мощностью 20 млн тонн в год. Инвестором хочет выступить корейская KOWEPO, ранее заявлявшая о планах по вложениям в российскую энергетику. Ее партнером будет российская группа „Росинжиниринг“. Большинство остальных планируемых на Дальнем Востоке терминалов будут кэптивными, а идея угольного порта „равного доступа“ поддерживается российскими властями. Но аналитики сомневаются, что KOWEPO сумеет занять эту нишу, пишет „Коммерсантъ“.

Вчера пресс-служба администрации Приморского края сообщила, что первый вице-губернатор Сергей Сидоров провел совещание по вопросу строительства угольного терминала в районе мыса Открытый, в закрытом административно-территориальном образовании Фокино. Гендиректор созданного под проект ООО „Порт „Вера“" Евгений Диев сообщил чиновнику, что мощность терминала составит 20 млн тонн угля в год. В рамках проекта предусмотрено строительство причальной стенки, склада на единовременное хранение 1,5 млн тонн угля, инфраструктуры. Также планируется модернизация 45 км железнодорожных путей. Под проект уже арендован участок площадью 800 га. С угольщиками уже проведены предварительные переговоры о перевалке через терминал.

Инвестором проекта намерена выступить корейская KOWEPO, ее российским партнером может стать петербургское ЗАО „Росинжиниринг“. Генеральный менеджер KOWEPO Им Док Бин также участвовал в совещании у первого вице-губернатора и отметил, что компания „рассчитывает на поддержку местных властей“. В пресс-службе „Росинжиниринга“ подтвердили, что будут участвовать в проекте, но более детальный комментарий дать не смогли. Компания известна строительством горнолыжных курортов. Среди ее заказчиков — „Газпром социнвест“ и „Олимпстрой“. Владельцами „Росинжиниринга“ считаются Дмитрий Новиков и Ринат Кикичев. Господин Новиков, по данным Forbes, был одним из тех, кто учил премьера Дмитрия Медведева кататься на горных лыжах.

KOWEPO — энергокомпания, владеющая 13% генерирующих мощностей Южной Кореи. Входит в состав корейского энергетического монополиста — Kepco. KOWEPO владеет в Корее четырьмя энергокомплексами общей установленной мощностью 7,37 ГВт. Реализует проекты в Саудовской Аравии, Индии, Мьянме, Лаосе, США. На ее сайте заявлено также создание генерирующих мощностей на 200 Мвт в России — на Северном Кавказе.

Источник в ОАО РЖД отметил, что Фокино расположено недалеко от Транссиба. По его словам, на территории ЗАТО есть железнодорожная ветка, которая использовалась ранее структурами Минобороны. „Видимо, когда инвесторы говорят о реконструкции 45 км путей, речь идет о ней“,— пояснил собеседник. Однако он добавил, что в целом пропускные возможности железных дорог на Дальнем Востоке ограничены, не решен вопрос о развитии подходов даже к существующим портам, не то что по декларируемым проектам.

За последнее время в Приморье анонсированы проекты целого ряда новых угольных терминалов, а действующие планируют расширяться. Но почти все проекты заявлены холдингами, владеющими угольными активами, то есть речь идет фактически о кэптивных терминалах. Независимый комплекс хочет построить группа „Сумма“ в порту Восточный (мощность до 18 млн тонн, в основном под уголь). Однако проект пока не реализуется.

Надежда Малышева из Portnews напомнила, что президент Владимир Путин высказывал в прошлом году идею строительства на Дальнем Востоке угольного порта „равного доступа“, услугами которого могли бы пользоваться средние и малые угольные компании. Причем речь шла как раз о мощности на уровне 20 млн тонн. „Неудивительно, что появляются проекты, которые претендуют на статус такого независимого стивидора, но есть большие сомнения, что эту нишу займут корейцы, скорее всего, уже на уровне Минтранса согласовать проект им не удастся, а ведь нужно договариваться еще с ОАО РЖД“,— поясняет эксперт. Моисей Фурщик из ФОКа (компания консультирует власти Приморья по созданию портовой ОЭЗ в Ванино) добавил, что „заявлена слишком большая мощность“. „Но если терминал реально будет строиться, то очередями примерно по 5 млн тонн“,— предположил господин Фурщик. Исходя из аналогичного по мощности терминала СДС, объем вложений может составить порядка 18-20 млрд руб.

В то же время один из участников рынка полагает, что „проект был бы возможен какое-то время назад“, но „не в текущей политической ситуации, тем более с учетом скандала, в который недавно попала в России KOWEPO“. Этой компании принадлежит 40% Eurasia Energy Holdings (EEH), в которой остальные 50% контролируют ОАО „Курорты Северного Кавказа“, а еще 10% — корейская CHT. Планы EEH по участию „в управлении, модернизации МРСК Северного Кавказа и ее возможной в будущем приватизации“ стали основой для критики вице-премьера Аркадия Дворковича (поручил Минэнерго и Минэкономразвития проработать этот вопрос) в эфире центральных телеканалов 17 февраля.


Источник:   ЭнергоНьюс