Уголовное дело о взрыве на шахте "Ульяновская" в марте 2007 года, в результате которого погибли 110 человек, направлено в суд для рассмотрения по существу, сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин.
"Главным следственным управлением СКР завершено расследование уголовного дела о произошедшем в марте 2007 года взрыве на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области, повлекшем гибель находившихся в подземных выработках 110 человек", - сказал В.Маркин.
Он отметил, что директор шахты Андрей Функ, начальник смены Юрий Пименов, механик участка вентиляции и техники безопасности Геннадий Краськов, бригадир и электрослесари этого участка Олег Козявин, Денис Бут и Олег Собакин обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ст.217 УК РФ (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Кроме того, начальник Куйбышевского горнотехнического отдела Сергей Слепцов, а также государственные инспекторы данного отдела Александр Костромин и Игорь Дмитриев обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц).
19 марта 2007 года в подземных выработках шахты в Новокузнецком районе Кемеровской области при добыче угля произошел взрыв метановоздушной смеси и угольной пыли. Находившиеся под землей 110 человек погибли от взрывных травм.
В.Маркин отметил, что работавшие в подземных выработках люди из-за угроз увольнения или снижения размера премий продолжали добычу, несмотря на повсеместное наличие взрывоопасной концентрации метана и угольной пыли.
"Установлено, что на шахте работала приобретенная в Великобритании аппаратура аэрогазового контроля, которая при превышении допустимой концентрации метана в подземных выработках должна была автоматически отключать электромеханизмы во избежание взрыва", - уточнил представитель СКР.
По его словам, чтобы воспрепятствовать аварийным отключениям, по указаниям директора шахты Функа, главного инженера Прокопьева, начальника участка вентиляции и техники безопасности Королева, других руководителей с целью добычи большего количества угля их подчиненные вносили неисправности в проводные сети системы защиты, устанавливая различные приспособления, которые не позволяли автоматически остановить работу техники под землей.
По версии следствия, взрыв и столь тяжкие последствия произошли также вследствие того, что руководитель и сотрудники Куйбышевского горнотехнического отдела управления Ростехнадзора по Кемеровской области С.Слепцов, А.Костромин и И.Дмитриев "не осуществляли надлежащий государственный горный надзор за соблюдением требований безопасности на этом подконтрольном им опасном производственном объекте, своевременно не пресекли перечисленные нарушения требований безопасности, а также правил по борьбе с угольной пылью, концентрация которой была настолько высока, что позволила распространиться взрывам по сети горных выработок там, где не было опасного количества метана, увеличив масштабы аварии и количество жертв".
В ходе расследования проведены комиссионная комплексная горнотехническая экспертиза с привлечением ведущих специалистов в этой области, компьютерная и другие экспертизы, допрошены свыше 450 человек.
Объем уголовного дела составил 234 тома. "Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело c утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу", - сказал В.Маркин.
В свою очередь официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева сообщила, что обвинительное заключение по этому делу утвердил и направил в суд заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь.
Между тем, как отметила М.Гриднева, "в непосредственной причинно-следственной связи находятся следующие нарушения: отсутствие вентиляции в месте работы комбайна по добыче угля, неисправность электрооборудования, отсутствие необходимого количества инертной пыли, которая, кроме того, находилась не в бумажных, а в полипропиленовых мешках, что исключало возможность ее распыления во время взрыва, отсутствие необходимых увлажненных заслонов на пути следования взвеси угольной пыли и метана, вмешательство - "шунтирование" автоматической системы безопасности, что фактически вывело ее из строя, поскольку было невозможно не только автоматическое отключение подачи электроэнергии, но и принудительное".
"Данные нарушения были организованы руководством и ИТР шахты", - подчеркнула представитель Генпрокуратуры.
По ее словам, "директор шахты А.Функ знал о допущенных нарушения, однако никаких мер для их устранения не предпринимал, а наоборот требовал проведения работ с несоблюдением установленных правил".
М.Гриднева сказала также, что руководитель и инспекторы Ростехнадзора по Кемеровской области А.Костромин, И.Дмитриев и С.Слепцов привлечены к уголовной ответственности за то, что "составляли акты проверок, фактически не посещая шахту, а руководитель отдела, будучи проинформированным органами ФСБ России о допущенных фактах вмешательства в работу системы безопасности и имеющихся нарушениях, не предпринял никаких мер для их устранения в соответствии со своими должностными обязанностями".
Уголовное дело с обвинительным заключением направлено в Новокузнецкий районный суд Кемеровской области для рассмотрения по существу.