Железнодорожная компания "ЗапСиб-Транссервис" купила кэптивного оператора Кузбасской топливной компании (КТК), получив, помимо более чем 3 тыс. вагонов, пятилетний контракт на обслуживание 65% ее грузовой базы. Аналитики оценивают сумму сделки на уровне $220-260 млн. Некрупный "ЗапСиб-Транссервис" смог не только забрать актив в обход конкуренции с крупнейшими игроками, но и в значительной степени обесценить в результате сделки "Сибуглеметтранс", который также выставлен на продажу.
О том, что "ЗапСиб-Транссервис" купил кэптивного оператора Кузбасской топливной компании, "Ъ" рассказали источники на рынке. По их словам, сделка была закрыта в начале марта. Гендиректор "ЗапСиб-Транссервиса" Андрей Муравьев подтвердил, что недавно было приобретено 100% ООО "Кузбасская транспортная компания", сумма сделки не раскрывается. В сделку вошли не только 3120 вагонов, но и пятилетний контракт на 65% грузовой базы КТК. Господин Муравьев уточнил, что для работы с Кузбасской топливной компанией потребуется больше парка, чем приобретено в рамках сделки. "Будем задействовать частично свои вагоны, вероятно, дополнительно привлекать с рынка",— пояснил топ-менеджер. Он добавил, что теперь у оператора будет более 12 тыс. вагонов, однако в планах на ближайшие два года — нарастить парк до 20 тыс.
В самой КТК также подтвердили, что свыше 60% ее грузовой базы теперь обслуживает "ЗапСиб-Транссервис", среди других партнеров — Федеральная грузовая компания. В среднем КТК нужно более 10 тыс. вагонов в месяц — соответственно, на "ЗапСиб-Транссервис" приходится порядка 6 тыс. "Не исключено, что в дальнейшем доля "ЗапСиб-Транссервиса" составит 100% грузовой базы КТК, в соглашении такой опцион есть",— рассказал источник "Ъ", знакомый с ситуацией.
На начало 2013 года в парке ООО "ЗапСиб-Транссервис" было 9356 вагонов (5347 в собственности, 4009 — в аренде). За год компания перевезла 23,95 млн т грузов. Основной объем пришелся на энергетический и коксующийся уголь, железорудное сырье, известняк, черные металлы. По данным базы СПАРК, в 2011 году выручка составила 4,93 млрд руб., чистая прибыль — 345 млн. Совладельцы — гендиректор Андрей Муравьев (32,5%) и его бизнес-партнеры.
КТК — один из крупнейших производителей энергетического угля в Западной Сибири. Ведет добычу угля на Караканском-Южном, Виноградовском и Черемшанском разрезах. Объем продаж в 2012 году составил 10,2 млн т угля.
Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук считает, что сделка еще раз подтверждает устоявшийся с 2012 года тренд: операторы ведут борьбу за грузовую базу, а не за вагоны. "ЗапСиб-Транссервис" занимает прочные позиции на региональном рынке, там он составляет серьезную конкуренцию крупнейшим игрокам, добавил эксперт. Он оценивает Кузбасскую транспортную компанию на уровне $220-260 млн, отмечая, что "ЗапСиб-Транссервис" сумел купить не самого маленького оператора в обход лидеров рынка.
Причем эта сделка может повлиять на продажу еще одного оператора. Дело в том, что Кузбасская транспортная компания была совместным предприятием, в котором КТК принадлежало лишь 49,98% компании. Остальная часть контролировалась "Сибуглеметтрансом". В компании отказались комментировать сделку. Сразу несколько источников "Ъ" на рынке пояснили, что "Сибуглеметтранс" сейчас и сам продается, презентация рассылалась большинству крупных игроков. На сайте компании указано, что она владеет более 5 тыс. вагонов (но часть их, видимо, была в СП с КТК). Владельцы компании не раскрываются, одним из них считается Евгений Подалинский.
"ЗапСиб-Транссервис" на "Сибуглеметтранс" не претендует, однако участники рынка утверждают, что Кузбасская транспортная компания была одним из наиболее интересных элементов бизнеса оператора. В результате, говорят собеседники "Ъ", теперь "Сибуглеметтранс" стал гораздо менее привлекательным активом.