Подконтрольный Игорю Зюзину «Мечел» продал часть своих ферросплавных активов почти на 1 млрд дешевле, чем когда-то их купил. Хотя сделка и позволит компании снизить долговую нагрузку, одновременно ей грозит бумажными убытками.
«Мечел» можно поздравить с первой успешной продажей актива. Если до этого горнорудный холдинг продавал заводы и компании едва ли не по «несколько долларов за штуку», то теперь эта тенденция сломлена. В четверг компания Игоря Зюзина объявила о подписании соглашения о продаже двух ферросплавных активов — обогатительного комбината «Восход» в Казахстане и «Тихвинского ферросплавного завода» в России — турецкой Yildirim Group. Сумма сделки — 425 млн долларов.
В ближайшее время стороны обратятся к регулирующим органам России и Казахстана для одобрения сделки. Консультантами «Мечела» при продаже выступили Societe Generale Corporate and Investment Bank, ING Bank и Dechert LLP.
ОАО «Мечел» основано в 2003 году. Бенефициаром компании является председатель совета директоров Игорь Зюзин, контролирующий около 65% ее капитала. Акции торгуются на Московской и Нью-йоркской фондовых биржах.
«Мечел» — диверсифицированный горнорудный холдинг. Основной бизнес — добыча коксующегося угля и производство стали. По итогам 2012 года выручка составила 11,3 млрд долларов, чистый убыток — 1,7 млрд долларов.
Слухи о продаже ферросплавных предприятий компании появились на рынке еще весной. По неофициальным данным, активами интересовался сырьевой трейдер Glencore и казахская горнорудная компания ENRC. Первоначально предполагалось, что компания пустит с молотка не только казахский ГОК «Восход» и Тихвинский ферросплавный завод, но и Шевченковское месторождение никелевых руд, Братский завод ферросплавов и группу «ЮжУралНикель». Всего по итогам 2012 года на этих активах было произведено 78 тысяч тонн ферросилиция, 70 тысяч тонн хрома и 11 тысяч тонн никеля.
Все эти активы очень разнородны и слабо связаны между собой. Найти на них покупателя очень сложно, и турецкая компания выбрала площадки, способные дать синергию от их взаимодействия. Дополнительная сложность при продаже никелевых заводов заключается в их высокой себестоимости производства, и при нынешней цене на этот металл они фактически работают в убыток.
Примечательно, что за все эти активы «Мечел» несколько лет назад заплатил около 1,5 млрд долларов. «Хотя сама по себе сделка позитивна, но одновременно она снижает надежду владельцев «префов» на дивиденды. Из-за того, что компании придется списать около 1 млрд долларов от обесценивания активов, высоки шансы что этот год вновь закончится бумажными убытками», — допускает аналитик БКС Олег Петропавловский.
Что немаловажно для «Мечела», вся сумма будет оплачена деньгами. «Средства, которые компания получит от сделки, позволят сократить долговую нагрузку и продолжить работу по финансированию приоритетных направлений развития группы», — цитирует «Мечел» в пресс-релизе своего генерального директор Евгения Михеля.
Среди российских угольщиков у горнорудного холдинга сейчас самая высокая долговая нагрузка. Компания должна кредиторам 9,6 млрд долларов, что более чем в пять раз превосходит ее годовую EBITDA. Доход от продажи позволит сократить чистый долг компании почти на 5%.
За последний год «Мечел» ради снижения долга уже продал ряд активов: сталелитейные заводы в Румынии, Великобритании и Украине, электростанции в Болгарии. Однако все эти сделки не принесли компании значительных доходов. Например, энергетический бизнес в Болгарии был продан за 35 млн долларов, а за заводы в Румынии «Мечел» и вовсе выручил символические 70 долларов.
По итогам торгов на Московской бирже акции «Мечела» выросли на 2,8%, «префы» — на 3,5%
Что касается турецкой Yildirim Group, то приобретенные активы позволят ей повысить производственные мощности до 2,5 млн тонн ферросплавов в год. «Добавление «Тихвинского ферросплавного завода» к существующим заводам позволит Yildirim стать одним из главных мировых игроков в производстве высокоуглеродистого феррохрома с полной производственной мощностью 520 тыс. тонн в год», — рассчитывают представители компании.