новости на metcoal.ru: версия для печати
29.08.2013 Пообщались с Путиным


Последняя неделя августа в Кузбассе – это настоящий аншлаг федеральных чиновников. Депутаты, министры, миллионеры и миллиардеры заполоняют собой города и шахтерские поселки. В канун дня Шахтера Кемеровскую область посетил сам Патриарх Кирилл. И не просто посетил – освятил ряд храмов, в том числе и Святой Варвары, покровительницы шахтёров.

А в понедельник, 26 августа сюда прилетел Владимир Путин – проверить на мете выполнение стратегии угольной отрасли. Одновременно и независимо от Президента в Кемерово прибыл и Министр МВД Владимир Колокольцев – потребовать отчета о расследовании ряда преступлений.

Как отметил в своем выступлении Владимир Путин, в добыче угля ежегодно устанавливаются рекорды: так, по итогам прошлого в отрасли в России был достигнут очередной максимум за постсоветский период – 354,9 млн тонн (рост к 2011-му составил 5,4%). Растет и переработка – и энергетического (на 6%), и коксующегося угля (на 9%). Хотя это направление – переработка угля и его обогащение – все равно остается недоразвитым: так, из более 272 млн тонн энергетического угля, добытого в 2012 году, было переработано лишь 26%. Но при этом все достижения углепрома практически полностью определяются ежегодным ростом экспорта. Негативная же динамика потребления угля на внутреннем рынке очевидно снижает устойчивость отрасли и повышает ее зависимость от внешней конъюнктуры.

«Уголь отсюда сегодня экспортируется в 48 стран, однако цены на мировом рынке в последнее время не отличаются стабильностью. В результате, - рассказал на заседании губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, «большинство кузбасских компаний работают, по сути, в убыток». Слабое место региона известно – его расположение в центре страны оборачивается высокими затратами на транспортировку угля к портам и на западе, и на востоке страны».

Участники совещания отметили, что несмотря на все титанические усилия РЖД и ежесуточную погрузку до 8 тыс. полувагонов, на складах в регионе уже скопилось более 16 млн тонн угля (при нормативе 4,7 млн тонн).

«Уголь лежит в течение года, самовозгорается, теряет в качестве, а значит, и цене, - посетовал Тулеев. При существующей пропускной способности железных дорог наращивать объем добычи угля нет смысла, заявил губернатор. Хотя в перспективе за счет расширения мощностей БАМа и Транссиба, в рамках которого предусмотрена ликвидация узких мест на направлении «Междуреченск – Абакан – Тайшет», у экспорта кузбасского угля в страны АТР откроется второе дыхание».

Рентабельность угольных активов вызывает опасение, заявил министр энергетики Александр Новак. «В 2013 году прибыль компаний к нулю сведена, ранее они от 70 млрд до 130 млрд руб. в год получали прибыль до уплаты налогов, — подсчитал министр. — Доля транспортных расходов при экспорте составляет 50—55%. Необходимо наконец перейти на долгосрочное тарифное регулирование».

По прогнозам экспертов, доля угля в мировом энергопотреблении упадет с 24 до 18%, но с ростом спроса продажи все равно будут расти на 0,8% год. «Конкуренция обостряется, — продолжил Новак. — Необходимо повышать конкурентоспособность и стимулировать внутренний рынок потребления, модернизировать железнодорожную и портовую инфраструктуру, давать преференции для новых месторождений».

Уголь — пятый по выручке при экспорте 13 млрд долл. в год, - подчеркнул в своем выступлении гендиректор Сибирской угольной энергетической компании Владимир Рашевский. Но цены только в 2012 году упали на 20%, а если взять в расчет предыдущий год, то это минус 40—60%. Убыток компаний от экспорта — 3,5 млрд руб. При этом Россия не уникальна: 30% экспортно-ориентированных отраслей мира работает в убыток. Спасает запас прочности, заложенный в тучные годы. «Но цены падают второй год подряд, и просвета не видно», — вздохнул Рашевский.

Что касается железнодорожных тарифов, а кузбасский уголь приходится вывозить на 4000 км на запад или на Восток, то Аман Тулеев выступил с предложением сделать взаимосвязанными цены на уголь и тарифы ОАО «РЖД». Он попросил президента дать поручение железнодорожникам и угольщикам собраться в месячный срок и принять решение действовать совместно: при изменении цены на уголь на такую же величину корректировать железнодорожные тарифы на его перевозку.

В свою очередь глава РЖД Владимир Якунин ответил на это, что доходная ставка на перевозку каменного угля на 68% ниже других, даже ниже себестоимости. «Убытки от перевозки каменного угля составили 79 млрд руб.», — доложил он президенту, отметив, что проблемы угольной отрасли за счет РЖД не решить. Скидку компаниям, инвестирующим в железную дорогу, Якунин согласился дать, только если они будут обслуживать построенную инфраструктуру. «Иначе мы все равно будем в убытке», — сокрушался президент РЖД.

Владимир Якунин отметил, что угольные компании не торопятся вступать в партнёрские программы, которые позволили бы ускорить транспортировку угля. В то время как ускорение транспортировки, по его мнению, возможно, если угольщики будут совместно с железнодорожниками разрабатывать схемы транспортной логистики. В частности, если уголь будет отправляться с предприятий строго по расписанию и если угольщики согласятся транспортировать свой продукт по наименее загруженным веткам.

И главный момент, который «красной линией» прошел сквозь все совещание в Кемерове. Президент усиленно попросил присутствующих угольщиков наладить налогообложение.

«Так как ресурсная база наших компаний находится в России, то и центр формирования прибыли и налогообложения должен находиться в России, а не где-то за границей и в офшорах, — заявил глава государства, подчеркнув, что такое требование есть во многих промышленно развитых странах. В мире сформирован цивилизованный и прагматичный подход: налоги платятся по месту ведения бизнеса. Тем более если это связано с недрами, с нашими природными богатствами», — отметил президент.

После окончания официальной части Владимир Путин неформально пообщался с шахтерами. Кузбасских горняков волновал вопросы охраны труда, пенсионного обеспечения. Просили президента и помочь с окончанием строительства дороги «Кемерово-Ленинск-кузнецкий».

Президент сказал шахтерам, что не возражает против законодательного увеличения часов рабочей смены для горняков. По его словам, увеличение нужно будет провести таким образом, чтобы общее количество рабочих часов в неделю для тех горняков, которые работают под землей и на открытых площадках, было в пределах нормы. «Эти изменения подготовлены и в ближайшее время будут приняты», - подчеркнул он.

На встрече с шахтерами Владимир Путин также заявил, что отменять льготу для шахтеров по досрочному выходу на пенсию нецелесообразно и непозволительно до тех пор, пока эта профессия является опасной и вредной для здоровья. На вопрос горняков о проживании на отработанных землях и проблемах с жильём после землетрясения в этом году Владимир Путин ответил, что в настоящее время деньги выделяются на расселение из аварийного и ветхого жилья в целом, но регионы сами принимают решение о том, чтобы в первую очередь расселять многоквартирные дома. «Правда, в самом законе не предусмотрена возможность финансирования из этого источника отдельных домостроений», - признал президент. - «Мы внесем изменения в закон, сделаем так, чтобы закон позволял это делать», - пообещал глава государства.

И продолжил поездку. Впереди у Путина Хакасия, Амурская область, Хабаровский край. Закончится рабочая поездка президента России во Владивостоке.


Источник:   Континент Сибирь