На азиатском рынке коксующегося угля продолжаются колебания цен, правда, в довольно узком интервале. Летнее понижение сменилось ростом в первой половине сентября, однако ближе к концу прошлого месяца котировки снова пошли вниз и, вероятно, будут медленно спадать, по меньшей мере, до конца октября или начала ноября.
Впрочем, удешевление кокса коснулось, прежде всего, цен FOB, опустившихся в начале октября до $148-150 за т для австралийского материала "твердых" сортов по сравнению с $152-153 за т двумя неделями ранее. Основной причиной этого спада стало внезапное увеличение затрат на фрахт в АТР. Перевозчики, летом старавшиеся перевести большую часть судов на более выгодные атлантические маршруты, к осени довели дело до дефицита тоннажа в Азии. В результате тарифы с августа по октябрь подскочили более чем на 60%, правда, с очень низкой базы. Для китайских компаний стоимость австралийского "твердого" коксующегося угля в последнее время практически не изменилась и составляет около $165 за т CFR.
В целом, нынешняя обстановка на азиатском рынке выглядит достаточно благоприятной для поставщиков. Япония за первые семь месяцев текущего года импортировала 45,4 млн. т коксующегося угля, увеличив объем закупок на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Китайские компании в январе-августе приобрели за рубежом 47,5 млн. т этого сырья, а по итогам всего 2013 года данный показатель может превысить 70 млн. т против 54 млн. т в прошлом году. Индия в начале сентября резко сократила импорт угля, так как он слишком дорого обходился местным металлургам вследствие рекордного падения курса рупии, но в последнее время данная валюта немного подросла по отношению к доллару, и импорт возобновился. Даже удорожание фрахта может способствовать укреплению рынка, так как практически удалило с него североамериканские компании, чья продукция стала менее конкурентоспособной в Азии.
В то же время, относительная слабость регионального рынка стали будет тянуть коксующийся уголь вниз. Китайские металлурги в течение всего сентября были вынуждены сбавлять цены на прокат, и не факт, что им удастся повернуть этот процесс вспять в обозримом будущем. В конце сентября – начале октября немного подешевела на внешнем рынке и индийская стальная продукция. Цены на железную руду стагнируют, хотя и на относительно высоком уровне. Что же касается коксующегося угля, то нынешние цены трудно назвать приемлемыми для поставщиков. Австралия в последние годы активно расширяла экспорт этого сырья, но инвестиции в новые проекты резко упали. По данным Дэвида Фосетта, председателя правления австралийской компании Jameson Resources, при освоении новых месторождений себестоимость может достигать $160 за т FOB из-за очень высоких стартовых затрат – прежде всего, на создание транспортной инфраструктуры. В текущем году ряд австралийских компаний инвестировали в разработку угольных залежей в Канаде, где вести добычу более выгодно. Вообще, по словам Фосетта, в ближайшие годы монгольский, российский, канадский коксующийся уголь может существенно потеснить на мировом рынке австралийский материал благодаря своей относительной дешевизне.
Несмотря на то, что в обозримом будущем спрос на коксующийся уголь на мировом рынке продолжит свой рост, большинство специалистов предсказывают падение цен в 2014-2015 годах вследствие значительного избытка предложения. Причем, если ранее "нарушителями равновесия" были, в основном, австралийские компании, то теперь излишки могут возникнуть вследствие ввода в строй крупного проекта бразильской корпорации Vale в Мозамбике. Правда, себестоимость африканского коксующегося угля тоже достаточно высокая и оценивается примерно в $140 за т, так что обвала котировок до менее $140-145 за т CFR Китай, скорее всего, удастся избежать.