Транспортная «дочка» «Уралвагонзавода» — «УВЗ логистик» продолжает экспансию на рынок добычи угля. Компания создает совместное предприятие на паритетных началах с ООО «Западно-Сибирская угольная компания» (ЗСУК), уголь которого оператор перевозит сейчас. Об этом рассказал «Ведомостям» гендиректор «УВЗ логистик» Дмитрий Еремеев. Взносы каждой из сторон еще обговариваются, рассказывает Еремеев. Получить комментарии представителя ЗСУК не удалось.
«Мы не ставим задачу стать специалистами по добыче угля, продаже, наша цель — на базе существующих активов создать нормально работающий бизнес», — говорит Еремеев. СП для оператора в первую очередь гарантированная грузовая база.
ЗСУК владеют кемеровские бизнесмены Олег Иванников и Евгений Лыков (у каждого по 50%), следует из материалов СПАРК. По итогам 2012 г. компания впервые за несколько лет получила убыток в 10,5 млн руб. при выручке в 251,8 млн руб. Долговой нагрузки у компании нет, уверяет Еремеев. По данным «УВЗ логистик», объем добычи ЗСУК — более 7 млн т в год. Сама же компания планирует его нарастить в 2014 г. до 9 млн т. Недавно гендиректор ЗСУК Александр Щукин стал гендиректором другого угольного актива, где «УВЗ логистик» является совладельцем УК «Заречная».
Весной «УВЗ логистик» сообщила о создании СП с УК «Заречная» (добыча — 10 млн т). В сентябре стало известно о том, что структура УВЗ покупает 50% «Заречной». Угольная компания в 2012 г. также получила убыток в 469 млн руб., следует из отчетности «Заречной» по МСФО за 2012 г., выручка — 2,6 млрд руб. Долг компании на конец 2012 г. составил 26,9 млрд руб. Будущая структура угольно-транспортного холдинга почти сформирована, отмечает Еремеев: рост добычи будет происходить в основном за счет существующих объектов и небольших покупок. В планах «УВЗ логистик» — создать угледобывающую компанию с объемом добычи около 30 млн т в год. Она станет одной из крупнейших в России.
Для экспорта угля с предприятий «Заречной» и ЗСУК «УВЗ логистик» и ее партнеры планируют построить угольный терминал в порту Восточный мощностью 5 млн т в год (с перспективой увеличения до 10 млн т). Но пока проект на уровне бизнес-плана, говорит Еремеев. Сейчас терминал для перевалки угля есть у «Заречной» (в порту Вентспилс, Латвия). Объем перевалки — 6 млн т в год. Средства на развитие у «УВЗ логистик» должны быть: в 2011 г. президент Владимир Путин пообещал внести в капитал УВЗ $2 млрд.
Создание СП с грузоотправителями — «ключевой фактор успеха развития бизнеса» «УВЗ логистик», говорится в бизнес-плане развития компании до 2020 г.. Другой такой фактор — покупка кэптивных операторов, следует из презентации стратегии развития компании. По этому пути идут крупнейшие российские железнодорожные операторы, покупая транспортные «дочки» вместе с долгосрочными контрактами на перевозку. Так, в прошлом году Globaltrans купил транспортные «дочки» ММК и «Металлоинвеста». «Нефтетранссервис» купил оператора у Elraz pls. Первая грузовая компания приобрела компанию у «Северстали».
Но гендиректор «УВЗ логистик» говорит, что создавать СП с грузоотправителями выгоднее, чем покупать их транспортные «дочки». «При покупке нужно сразу отдать премию партнерам, а потом ее отрабатывать. Такая модель уже есть и работает успешно: Globaltrans. Но ее клонировать нет смысла — рынок состоялся», — объясняет гендиректор «УВЗ логистик». К 2020 г. парк «УВЗ логистик» вырастет в два с лишним раза — до 60 000 вагонов, выручка только от основной деятельности (перевозки) на уровне 3,24 млрд руб. Стоимость самой компании составит 80 млрд руб., следует из презентации.