Рентабельность экспорта угля из Кемеровской области может уйти в минус из-за намерения РЖД повысить тарифы на перевозки. Об этом в интервью журналу "Эксперт" заявил губернатор Кузбасса Аман Тулеев.
Глава региона сообщил, что РЖД в настоящее время не хочет идти навстречу Кемеровской области в вопросе установки тарифов на перевозку угля при том, что "никакой катастрофы бы не было", если бы компания снизила существующий тариф на 15 %. Единственное, что понадобилось бы изменить – увеличить на тысячу число загружаемых в сутки полувагонов. При этом железные дороги часто не могут пропустить к портам уже существующие составы.
На все предложения рационализировать процесс перевозки угля глава РЖД Владимир Якунин фактически не реагирует. На совещаниях все сводится к конфликтам. По словам Аман Тулеева, "до ругани доходит страшной".
Перспективы же еще менее благоприятные, чем настоящее положение. Железные дороги хотят повысить на 13 % тарифы на перевозку угля из Кузбасса к портам Дальнего Востока.
"Это нас окончательно угробит! Экспорт нашего угля с начала года и так имеет практически нулевую рентабельность, цены грохнулись где-то на 40 процентов. Но если мы сейчас остановим экспорт, то внешние рынки потеряем раз и навсегда – там конкуренция очень жесткая", – уверен глава Кемеровской области.
Сложная ситуация на внешнем рынке ситуацией на внутреннем не компенсируется. Только за первое полугодие 2013 года поставки кузбасского угля на российский рынок сократились на 10 %, и внутренний рынок продолжает сжиматься.
На складах региона скопилось уже 15 миллионов 600 тысяч тонн угля. Это тройной норматив.
"В процессе хранения уголь теряет качество да еще начинает тлеть, повышается вероятность возгораний. Потом ветер поднимается, разметает угольную пыль по всей округе. А самое главное, наносится психологическая травма людям. Я, шахтер, рискуя жизнью, залез, добыл уголь, а он месяцами лежит потом на складе, никому не нужный. Ради чего я горбачусь и рискую?", – пояснил губернатор.
При этом создается впечатление, что Минэнерго в использовании имеющихся ресурсов совершенно не заинтересовано. Так, за последние годы на 10 миллионов тонн увеличились поставки экибастузского угля из Казахстана. Импорт мотивируют тем, что именно на этот уголь ориентированы многие тепловые станции в России, однако специалисты уверены, что они прекрасно бы работали и не кузбасском угле.
"Но когда мы ставим вопрос хотя бы о неувеличении поставок казахстанского угля в Россию, нас не слышат", – сказал губернатор.
Он считает, что единственным выходом из ситуации является принятие волевого решения. Хотя бы на полгода нужно обеспечить режим наибольшего благоприятствования отрасли по тарифам и вагонам. За это время Кузбасс бы смог вывезти складские запасы и осуществить экспортные поставки, хоть и с минимальной рентабельностью.