Еще летом эксперты провозгласили, что рынок коксующегося угля достиг дна. И действительно, в четвертом квартале текущего года контрактные цены оказались немного выше, чем в третьем. Тем не менее маржа добывающих компаний сокращается, поскольку затраты продолжают уверенный рост. При этом уже давно никто не питает иллюзий по поводу значимого повышения спроса в обозримом будущем. Сейчас производители угля прилагают отчаянные усилия, чтобы остаться на плаву в условиях глубокой депрессии, сроки завершения которой крайне трудно предсказать.
Вопрос выживания
Захватывающие полеты производителей коксующегося угля по ценовым горкам завершились выходом на пологий склон, а сейчас спуск, похоже, завершился. Несколько лет назад стремительное расширение производства стали в Китае привело к опустошению сырьевых рынков, а дефицит стимулировал взлет цен: от 140-160 долл./тонн в 2004-2007 годах они подскочили до 360-380 долл./тонн к середине 2008. Разумеется, посильный вклад в создание дефицита внесли и индийские покупатели, но отнюдь не в таком масштабе. Затем глобальный финансово-экономический кризис прервал этот полет: в 2009 году цены обвалились до 120-140 долл./тонн, и с тех пор они не превышали 140-145 долл.
Однако во втором полугодии наметились просветы. Хотя в третьем квартале контрактные цены оказались ниже спотовых (впервые за два года), спрос на уголь стабилизировался. Китайское правительство в очередной раз задействовало меры по стимулированию экономики, и инвестиции в инфраструктуру и недвижимость поддержали потребление стали. В связи с этим спрос на коксующийся уголь прекратил снижение, хотя падение остановилось на довольно низком уровне. Со стороны поставок ситуация тоже изменилась в лучшую сторону – добывающие компании уменьшили выпуск, а это привело к сокращению избытка. Отраслевые аналитики объявили, что рынок достиг дна.
Некоторые факты в пользу этого мнения появились только сейчас, когда покупатели и продавцы согласовали цены на четвертый квартал. Так, BHP и Nippon Steel договорились, что японская компания будет платить за поставки твердого коксующегося угля премиум-класса (PHCC) с австралийских месторождений Peak Downs и Saraji по 152 долл./тонн, т.е., на 7 долл. больше, чем в предыдущем триместре. Затем Peabody заключила контракт на поставки низколетучего сырья для пылеугольного вдувания (LVPCI) с месторождения Coppabella по 120,5 долл./тонн FOB, а Rio Tinto все еще отчаянно торгуется, чтобы повысить цену на полумягкий коксующийся уголь в контрактах на четвертый квартал от уровня 105 долл. в третьем.
Эта тенденция дает производителям угля робкую надежду, что рынок действительно миновал дно. Тем не менее проблема выживания сохраняет свою актуальность. Пути решения этой проблемы сугубо индивидуальны, и каждая из компаний вынуждена искать собственные способы сокращения затрат, чтобы остаться на плаву в тяжелый период, продолжительность которого зависит от слишком многих факторов.
Так, жесткий финансовый прессинг вынудил индийскую Gujarat NRE, которая разрабатывает два месторождения коксующегося угля в Австралии, отложить выплату зарплаты рабочим. Компания сообщила, что не сможет решить проблему за счет операционной прибыли, и надеется поправить свои дела за счет инъекции капитала отJindal Steel & Power.
Американские компании тоже находятся в отчаянном положении. Главный удар кризис нанес по Аппалачам: за первое полугодие 2013 там были остановлены работы более чем на 150 месторождениях коксующегося угля. В результате экспорт угля из США сократится на 10 млн тонн. В частности, Alpha Natural Resources, у которой после покупки Massey в 2011 году было 150 действующих угледобывающих предприятий, несколько месяцев назад остановила 43 из них, а теперь собирается закрыть еще 15 шахт. По мнению аналитиков, скоро будет остановлена добыча и на некоторых других предприятиях компании, главным образом – в ее восточном подразделении, куда входит много мелких шахт. В свою очередь James River Coal закрывает некоторые шахты (McCoy Elkhorn Complex, Bledsoe Complex и Long Branch Surface Mine) в Центральных Аппалачах.
Первопроходцы
Осенью текущего года канадская компания Teck Resources – второй в мировой табели о рангах экспортер коксующегося угля – реализовала нетривиальный способ сокращения затрат. Впервые в мире транспортировка угля из Канады в Финляндию была осуществлена через Арктический Северо-Западный проход – северный морской путь между Атлантическим и Тихим океанами через моря и проливы Канадского Арктического архипелага. Он более чем на 1 тыс. морских миль (1853, 6 м) короче традиционного маршрута через Панамский канал, и транспортировка этим путем экономит время (около недели) и топливо на сумму 80 тыс. долл. Еще важнее, что при использовании этого маршрута суда могут перевозить на 25% больший тоннаж, поскольку глубина Панамского канала ограничивает размер судов и вес груза.
В 2006-2007 годах в регионе растаяло около 1 млн кв. км льда, что эксперты объяснили глобальным потеплением. В результате Северо-Западный проход открылся для судоходства. Правда, очень скоро его снова закрыли льды, и скептики раскритиковали попытки связать случай быстрого таяния арктических льдов с глобальным потеплением. Однако позднее проход снова открылся, и в конце сентября - начале октября балкер Nordic Orion (дедвейт 75 тыс. тонн) датской компании Nordic Bulk Carriers впервые в истории совершил рейс по этому маршруту. Судно доставило коксующийся уголь Teck Resources из Ванкувера в финский порт Пори, производителю стали Ruukki Metals.
По оценкам некоторых экспертов, если таяние льда продолжится, то к 2030 году морская транспортировка через Арктику может достичь четверти всего грузового трафика между Европой и Азией. Это даст возможность Teck Resources значительно расширить свою базу покупателей в Европе. Сейчас канадские металлургические поставки в Европу составляют 11% всего экспорта, но эта доля может значительно измениться, если окажется возможным использовать Северо-Западный проход. Тогда канадский экспорт составит серьезную конкуренцию американским поставкам, которые осуществляются главным образом с восточного побережья США.
Прекрасное далеко
Судя по словам экспертов на конференции Met Coal World Summit 2013, у коксующегося угля весьма неплохие перспективы, но в достаточно отдаленном будущем. В частности, ожидается, что за двадцать лет спрос на импортный уголь за пределами США увеличится более чем на 30%. Основной прирост обеспечат Китай и Индия, причем Индия обойдет Китай и станет крупнейшим в мире потребителем этого сырья.
Филипп Энглин, гендиректор World Steel Dynamics, считает, что китайская сталелитейная промышленность сократит объемы производства, и произойдет это в течение ближайших трех лет. В качестве одной из предпосылок для такого прогноза Энглин указал, что спекулятивный пузырь на рынке недвижимости не может быть вечным. На протяжении последних пяти лет мировая сталелитейная промышленность практически не увеличивала мощности, исключение составил только Китай, где в текущем году прирост будет на уровне 6-7%. Высокий потенциал для сокращения экспорта приводит к вопросу: сможет ли Китай продолжать поглощать всю выплавляемую сталь, которая используется главным образом в строительстве жилых зданий?
Аналитик Wood Mackenzie Джим Трумэн предсказывает, что мировой спрос на коксующийся уголь увеличится от 261 млн тонн в 2012 году до 394 млн тонн в 2035, причем 92 млн тонн из этого прироста обеспечат страны Азии, а остальное – США, Южная Америка и Европа. По прогнозу Трумэна, китайский спрос достигнет пика в 2025 году, а спад начнется в 2035, когда сталелитейная отрасль прекратит расширение. По его мнению, по объему спроса Индия обойдет Китай в конце 2020 годов. При этом Трумэн отмечает, что основными поставщиками будут Австралия, Мозамбик, Россия и Канада, поскольку экспорт из США сократится на 15-20%.
По статистике Wood Mackenzie, экспорт коксующегося угля из США в 2002-2006 годах держался на уровне 15 млн тонн, затем, после наводнений в Австралии, увеличился до 55 млн тонн в год. Этот скачок Трумэн объясняет удобством позиции свинг-поставщика. Недавно этот экспорт сократился, но продолжает сохраняться на исторически высоком уровне. Тем не менее восстановление австралийских поставок вытеснит его с рынка, поскольку американские компании не выдержат ценовой конкуренции. Они прорвались на азиатский рынок в 2011 году, когда наводнения в Австралии затопили значительную часть месторождений и разрушили транспортную инфраструктуру. В результате экспорт коксующегося угля из Австралии сократился на 35%. Теперь же коммуникации и шахты восстановлены, и австралийцы возобновили поставки.
Сокращение экспорта усугубит положение американских добывающих компаний, которые и без того изрядно пострадали от падения спроса на энергетический уголь, низких цен на природный газ и политики администрации Обамы, направленной на использование более чистых в экологическом отношении и возобновляемых источников энергии. Сенатор-республиканец Тим Марфи сообщил в выступлении перед топ-менеджерами угольной и сталелитейной отраслей, что ужесточение экологических стандартов может негативно воздействовать даже на добычу коксующегося угля. Он заявил: "За последние 40 лет стремление защитников окружающей среды к выигрышу любой ценой привело к сокращению производства кокса в США на 75%, и может уничтожить оставшиеся 25%, если мы будем недостаточно осторожны".
Пожалуй, даже блестящие перспективы, обещанные экспертами через два десятилетия, не спасут американскую угольную промышленность от вымирания. Ну, а наводнения в Австралии случаются не каждый год.