Компания Brunswick Rail представила обзор состояния рынка железнодорожных перевозок РФ в 2013 г.
Промышленное производство в РФ
В 2013 г. индекс промышленного производства увеличился на 0,3% по сравнению с уровнем 2012 г. за счет эффекта низкой базы в четвертом квартале 2012 г. Цены на основные сырьевые ресурсы снизились, за исключением возросшей цены на железную руду.
Уголь. В 2013 г. добыча угля сохранилась на уровне 2012 г. и составила 352,1 млн т угля. Следует отметить, что объём добычи в декабре 2013 г. достиг своих исторических максимумов. Структура добычи осталась без существенных изменений: 60% приходится на Кемеровскую область, 10% - на Красноярский край, 30% - на другие регионы РФ. Цены на уголь в 2013 г. находились в диапазоне $74-$86 за тонну, что примерно на $10 ниже, чем в 2012 г. На коксующийся уголь цены снизились в два раза с $270 за тонну в январе 2012 г. до $140 в декабре 2013 г.
Кокс. Производство металлургического кокса в 2013 г. составило 26 млн т, что на 4,1% ниже показателя 2012 г.
Железная руда. Добыча руды в 2013 г. была на уровне 108,1 млн т, что ниже показателей 2012 г. на 3,1%. Основными производителями являются Лебединский, Михайловский, Стойленский, Костомукшский и Качканарский ГОКи. Цены на руду в 2013 г. находились в диапазоне $100 - $150 за тонну, во второй половине года стабилизировавшись на уровне $130, что выше цен 2012 г. на $10 - $20.
Черные металлы. Производство черных металлов в 2013 г. находилось на уровне 68,8 млн т, что на 2,2% ниже чем в 2012 г. Крупнейшими производителями черных металлов в 2013 г. стали заводы ММК, Северсталь, НЛМК и ЗСМК. ЗСМК с июня 2013 г. снизил свое производство за счет прекращения производства проката толстого листа.
Цены на сталь в первой половине 2013 г. находились в диапазоне $510 - $570 за тонну (-20-40$ к 2012 г.), стабилизировавшись во второй половине года на отметке $525-$540 (на уровне 2012 г.).
Чугун. Производство чугуна в 2013 г. осталось на уровне 2012 г. и составило 50,0 млн т. Крупнейшими производителями чугуна стали НЛМК, ММК и Северсталь, однако эти заводы использовали чугун для внутреннего производства. Крупнейшими поставщиками чугуна на рынок являются Тулачермет и Уральская сталь.
Грузовые перевозки на сети РЖД
В 2013 г. грузовые перевозки снизились по сравнению c прошлым годом: объем погрузки составил 1 237,5 млн т (-2,8% или -34,8 млн тонн к 2012г.), грузооборот - 1 971,5 млрд т-км (-1,6% или 32,6 млрд т/км).
Уголь. В 2013 г. перевезено 310,8 млн т угля (+1,0% по сравнению c 2012 г.), грузооборот составил 775,5 млрд т-км (+5,4% к 2012 г.). Объем перевозок угля в декабре 2013 г. достиг уровня 29 млн т, что является историческим месячным максимумом перевозок угля, который обусловлен рекордным уровнем добычи.
Черные металлы. В 2013 г. объем перевозок черных металлов составил 70,1 млн т (-4,5%), грузооборот – 108,7 млрд т/км (-9,8%). Внутренние перевозки черных металлов снизились на 2,5%, экспортные на 7%. Основным драйвером падения экспортных перевозок стали отправки в Евросоюз и Китай. Следует отметить увеличение экспорта в США и Мексику. Отправки с ММК, ЧМК и НТМК уменьшились, с НЛМК и с Северстали остались на уровне 2012 г.
Железная руда. В 2013 г. объем перевозок железной руды составил 110,8 млн т (+0,6%), грузооборот – 111,4 млрд т-км (-3,9%). Грузооборот руды снизился из-за уменьшения объемов экспорта руды в Китай. Объемы отправок с Михайловского, Качканарского, Рудногорского и Ковдорского ГОКов и «Карельского окатыша» Северстали увеличились, со Стойленского и Оленегорского ГОКов - снизились.