Вице-премьер Аркадий Дворкович пригласил китайские компании выкупить часть пакета „Мечела“ в проекте разработки Эльгинского угольного месторождения. „Мечел“ хочет до конца года продать 49% Эльги за $2,5-3 млрд, чтобы снизить свою задолженность (чистый долг на февраль — $9 млрд). Проектом интересуются и китайцы, и японцы, и корейцы, но компания может столкнуться с тем, что инвесторы потребуют заметного дисконта, пишет „Коммерсантъ“.
Курирующий промышленность вице-премьер Аркадий Дворкович пригласил „китайскую сторону“ к разработке Эльгинского угольного месторождения, говорится в сообщении правительства. Это предложение он высказал первому заместителю премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли на встрече сопредседателей межправительственной российско-китайской комиссии по энергосотрудничеству 9 апреля.
Принадлежащее „Мечелу“ Игоря Зюзина Эльгинское месторождение — крупнейшее в России, его запасы — около 2 млрд тонн коксующегося угля. „Мечел“ вложил в него $2,5 млрд (около $2 млрд пошло на строительство железной дороги к БАМу), а в марте привлек кредит ВЭБа на $2,5 млрд под залог 49% долей в ООО „Эльгауголь“ (оператор проекта и владелец лицензии). Эльга должна выйти на добычу 9 млн тонн угля в 2018 году. Продажу доли в Эльге „Мечел“ рассматривает еще с 2012 года. Именно это, по мнению менеджмента компании и чиновников, поможет ей разобраться со своей долговой нагрузкой. Чистый долг „Мечела“ на февраль составлял $9 млрд, компании нужно погасить в этом году $1 млрд, но сама она пока может заплатить лишь половину.
Источники говорят, что в проекте заинтересованы китайские Baosteel и Shenhua. „Мечел“ уже поставляет уголь Baosteel, стороны пролонгировали соглашение до марта 2015 года, российская компания поставит 1,2 млн тонн угля. Кроме того, добавляют источники, переговоры по Эльге ведутся с японскими Mitsui, Sumitomo и JBIC, а также с корейской POSCO. Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказывал в конце марта, что существует вариант, при котором в капитал Эльги мог вместе с иностранными инвесторами войти РФПИ. В правительстве „сложилась консолидированная позиция — помочь „Мечелу“, если изначально пообещали не бросить в беде“, говорил глава Минпромторга. Это подтверждает и предложение Аркадия Дворковича.
В „Мечеле“, ВЭБе и РФПИ отказались от комментариев. Связаться с представителями господина Дворковича и азиатских компаний не удалось.
В 2012 году „Мечел“ планировал продать около 25% Эльги за $1 млрд. Но с тех пор планы компании изменились: в обзоре Moody´s со ссылкой на менеджмент компании говорится, что „Мечел“ собирается продать до 49% в проекте за $2-2,5 млрд до конца 2014 года, хотя на это нужно одобрение ВЭБа. Информацию подтверждает источник, близкий к „Мечелу“, добавляя, что верхний потолок — $3 млрд. Ранее источники говорили, что маркетинг проекта начнется в апреле, переговоры с инвесторами могут занять шесть—девять месяцев.
Андрей Третельников из RMG отмечает, что азиатские компании — самые логичные партнеры по Эльге, причем не только с точки зрения транспортного плеча. Для них это может быть стратегической инвестицией, позволяющей захеджировать объемы поставок на десятилетия, говорит аналитик, и они не будут настаивать на сильном дисконте к оценке Эльги „Мечелом“, ведь сопоставимый новый проект может выйти ненамного дешевле. Но Олег Петропавловский из БКС не согласен: „Оценка „Мечела“ завышена при текущих ценах на уголь, и непонятно, почему она выросла в 1,5 раза с 2012 года, тогда как стоимость коксующегося угля снизилась с расчетных для проекта $180 до $110 за тонну“. Напомним, что рассматривается и продажа „Мечелом“ железнодорожной ветки от Эльги ОАО РЖД за 50-70 млрд руб., но пока ни Минфин, ни правительство не одобрили докапитализацию монополии, у которой не запланированы такие траты в бюджете.