Как стало известно "Ъ", российские инвесторы, владеющие контрольным пакетом "Индустриального союза Донбасса" (ИСД), могут получить от ВЭБа $1,8 млрд на покупку кузбасского "Сибуглемета". Сделка может иметь экономический смысл: украинская металлургия зависима от импорта угля из России. Но сейчас уголь дешев, и участники рынка "Ъ" во многом видят в сделке политический фактор - усиление интеграции крупного предприятия на востоке Украины с российским партнером и аргумент против возможного ограничения импорта в страну угля.
Структуры акционеров ИСД привлекают кредит ВЭБа на $1,8 млрд, рассказали источники "Ъ", знакомые с ситуацией. Кредит выдается на шесть с половиной лет, получателями выступают кипрские Martinley Holdings Ltd, Nabara Holdings Ltd, Vitect Services Ltd, Hayston Investments Ltd и Dawnaly Investments Ltd. В апреле Evraz продала им за $287 млн чешскую Vitkovice Steel, и источники "Ъ" рассказывали, что за покупателями стоят акционеры ИСД, среди которых бывший совладелец активов Evraz Александр Катунин (вышел из капитала в 2004 году).
ВЭБ уже участвовал в сделках, связанных с ИСД. В 2009 году он финансировала продажу 50% плюс 2 акций ИСД российским инвесторам во главе с Александром Катуниным (остальные участники неизвестны). Акции покупались у украинцев Виталия Гайдука, Сергея Таруты и Олега Мкртчана. Господин Гайдук вышел из капитала ИСД, господа Тарута и Мкртчан остались акционерами. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев говорил, что это была "инвестиция около $8 млрд", которая помогла предприятиям "выйти из очень серьезной экономической ситуации", а ВЭБ стал "единственным источником ресурсов".
ИСД — один из крупнейших металлургических холдингов Украины, в 2013 году его Алчевский и Днепровский комбинаты выпустили свыше 7 млн тонн стали. В холдинг также входят "Алчевсккокс", венгерская ISD Dunaferr и польская ISD Huta Chestochowa. По данным Forbes, консолидированная выручка ИСД за 2012 год — 28,9 млрд гривен ($3,56 млрд по среднему курсу того года), убыток — 2,52 млрд гривен ($311 млн).
Один из собеседников "Ъ" уточняет, что на этот раз ВЭБ для кредита акционерам ИСД будет привлекать деньги у ВТБ или его дочерних структур, это одобрил набсовет госкорпорации. На какие цели выдаются средства, не раскрывается, как говорит источник, близкий к госкорпорации, "это несвязанный кредит". Но другой источник "Ъ" рассказал, что деньги должны пойти на покупку кузбасского "Сибуглемета" и "сделка фактически закрыта". О том, что акционеры ИСД уже ищут топ-менеджмент для "Сибуглемета", говорит и собеседник "Ъ" в отрасли.
В "Сибуглемет" входят ОАО "Шахта "Большевик"", ОАО "Угольная компания "Сибирская"", ЗАО "Шахта "Антоновская"" и ЗАО "Обогатительная фабрика "Антоновская"", ОАО "Угольная компания "Южная"", ОАО "Междуречье" и ОАО "Обогатительная фабрика "Междуреченская"". Годовая добыча угля — 10,7 млн тонн. Выручка ОАО "Сибуглемет" (трейдер) в 2012 году составила 32,57 млрд руб., чистая прибыль — 1 млрд руб.
"Сибуглемет" основан в 1995 году Анатолием Скуровым, Валентином Бухтояровым, Александром Щукиным и Владимиром Мельниченко. Весной 2013 года его купила группа "Акрополь" сенатора от Ингушетии Ахмета Паланкоева, актив мог стоить до $1,6 млрд. Источники "Ъ" на рынке утверждали, что в сделке участвовал сенатор от Дагестана Сулейман Керимов, продавший ряд активов в конце 2013-го — начале 2014 года. С ним источники "Ъ" и сейчас связывают "Сибуглемет". Но в Nafta Moskva Сулеймана Керимова это не подтверждают. ВЭБ, ВТБ и Ахмет Паланкоев отказались от комментариев. В ИСД, "Акрополе" и "Сибуглемете" на запросы "Ъ" не ответили.
Сергей Гайда из Dragon Capital говорит, что в 2013 году украинским предприятиям ИСД требовалось около 11 млн тонн угля. На Украине не менее трети потребностей закрывает импорт, в 2013 году в страну ввезено 10,9 млн тонн, 70% из них — из России. За счет "Сибуглемета" ИСД может закрыть часть потребностей, хотя сейчас интеграция невыгодна: цены на уголь на посткризисном минимуме, их роста до конца года не ожидается. Один из источников "Ъ" на рынке отмечает, что пять лет назад Сергей Тарута (сейчас губернатор Донецкой области) планировал сделать ИСД "крупным международным холдингом" с интеграцией сырьевых активов. Но в текущей ситуации, на фоне противостояния Киева и Москвы, считает собеседник "Ъ", реализация этой стратегии при контроле российских акционеров и помощи ВЭБа выглядит, "скорее политическим проектом". Так, поставки с собственного актива могут стать аргументом против возможных ограничений поставок на Украину российского угля.