новости на metcoal.ru: версия для печати
20.10.2014 Китай с 15 октября ввел пошлины на уголь — 3-6%


С начала 2014 г. коксующийся уголь подешевел на 16,7% и уже в июне стоил $120 за 1 т, энергетический потерял в цене 13,9% и в начале лета торговался по $81,8 за 1 т. «Цены только нащупали дно (до сентября контрактные цены не менялись), и у производителей появилась надежда на то, что в скором времени тренд может измениться», — говорит собеседник «Ведомостей», близкий к одной из угольных компаний. Но с 15 октября по решению министерства финансов КНР Китай ввел пошлины на коксующийся, каменный и энергетический угли, а также на антрацит, пишет FT со ссылкой на сообщение министерства.

КНР ввела пошлину на антрацитовые и коксующиеся угли — 3%, для каменного угля — 6%, а для всех остальных углей — 5%. До этого пошлиной облагался только бурый уголь (3%), говорит собеседник «Ведомостей». Введение пошлин может негативно повлиять на мировые цены, считает вице-президент Moody’s Денис Перевезенцев.

Уголь в Китай поставляют в основном СУЭК, Мечел и «Распадская», говорит аналитик Raiffeisenbank Ирина Тригуб-Кайнц. По данным СУЭК за 2013 г., компания поставила в Китай 12,6 млн т угля (13% производства), всего экспортные продажи СУЭК в прошлом году составили 42,4 млн т. «Мечел» отправил в 2013 г. в Китай 6,3 млн т, или 35% продаж, сообщил представитель компании, а за первые шесть месяцев 2014 г. «Мечел» поставил в Китай еще 4 млн т угля (50% в общей структуре продаж угля и 75% от угольного экспорта «Мечела» в страны АТР). В презентации «Распадской» к отчетности за первое полугодие говорится, что компания продала всего 3,3 млн т угля, 42% из которых поставлено в страны АТР. Из этого 70%, или 1,1 млн т угля, пришлось на Китай, отмечает Тригуб-Кайнц. Связаться с представителем «Распадской» в пятницу не удалось.

СУЭК изучает, как действовать в текущих условиях, говорит представитель компании. Его коллега из «Мечела» перспективы обсуждать отказался. Еще один собеседник «Ведомостей» в угольной компании заявил, что сейчас производители угля ведут с китайскими потребителями переговоры и в ближайшее время должны решить, кто возьмет на себя компенсацию из-за увеличившихся пошлин. «Вполне возможно, что обе стороны возьмут на себя часть обязательств», — отмечает он. Однако не только российские производители угля зависят от китайских закупок, но и наоборот: например, в 2013 г. поставки «Мечела» в Китай составили 7,5% от всего китайского импорта металлургического угля.

Перевезенцев объясняет, что ввод пошлин на энергетические и коксующиеся угли призван поддержать локальных производителей на фоне снижения темпов роста китайского ВВП и металлургического сектора. Кроме того, Китай ужесточает экологические нормы и намерен увеличить долю газа в энергетическом балансе страны. Стоит принять во внимание, что доля Китая в мировой торговле энергетическими углями составляет 20-25% с учетом того, что сейчас предложение превышает спрос (в том числе за счет того, что производители снижают издержки), ввод пошлин может негативно отразиться на ценах, считает Перевезенцев.

Тригуб-Кайнц полагает, что цены на энергетический уголь могут в конце 2014 г. — начале 2015 г. вырасти, но причина этого — в сезонном факторе, так как Китай закупает его для работы электростанций и котельных.


Источник:   Ведомости