Погрузка каменного угля на сети РЖД в апреле текущего года по сравнению в аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 4,1% до 25,4 млн тонн. Всего с начала года угля погружено 105,7 млн тонн (рост на 4%). Данная информация содержится в обзоре железнодорожного рынка РФ ЗАО «Объединенная вагонная компания».
Как отмечается в сообщении, в апреле текущего года погрузка угля для отправки на экспорт сократилась на 8,9%, в то время как погрузка на внутренний рынок увеличилась на 17,7%. Экспорт угля в Великобританию сократился на 24,4%, Китай - на 39,5% и на Украину - на 28%.
Падение экспорта угля в Великобританию обусловлено удвоением ставки на выброс СО2 до 18,1 фунтов стерлингов за тонну (27,8 долларов за тонну), что привело к сокращению использования угля и увеличению спроса на другие энергоносители. Кроме этого, на снижение объемов экспорта повлиял крупный сход горных пород на разрезе Заречный, в результате которого компании сократили вывоз угля по засыпанной железнодорожной ветке в сторону станции Ерунаково, ориентировочно на 1,5 млн тонн.
Поставки угля на внутренний рынок растут с августа прошлого года в среднем от 4 до 18% (год к году). Такое повышение спроса вызвано, прежде всего, увеличением объема производства металлургической продукции на экспорт. Так, в I квартале по сравнению с прошлым годом выплавка стали и чугуна увеличилась на 3,5% и 3,1% соответственно, производство проката черных металлов - на 4,1%. Другим фактором спроса на уголь стало маловодье речной системы, из- за недостатка гидроресурсов отечественные ГЭС не справляются с выработкой электроэнергии, в результате чего приходится прибегать к генерации за счет угольных электростанций.
По оценкам экспертов, не смотря на снижение экспорта, прогнозируется укрепление позиций России на мировом рынке угля, так как низкие цены реализации делают его производство нерентабельным для австралийских и американских предприятий. По оценке консалтинговой компании CRU, в ближайшие пять лет США будут снижать добычу и экспорт металлургического угля. При прогнозируемом на 2017-2019 года уровне цен, около 16 млн тонн угледобывающих мощностей в США будут нерентабельны. Исходя из этого, к 2018-2019 годам экспорт металлургического угля из США может составить около 40 млн тонн, в то время как в 2011-2012 года он превышал 60 млн тонн в год. «Такие условия открывают новые возможности для экспорта российского угля, но дальнейшая ревальвация рубля (в апреле российская валюта укрепилась на 11%) может нанести серьезный удар отечественным компаниям-экспортерам» - отмечают эксперты. В целом, в среднесрочной перспективе погрузка угля сохранится на текущем высоком уровне. В долгосрочной перспективе прогнозируется увеличение погрузки, за счет роста спроса как внутреннем, так и на внешнем рынке, в частности странами АТР (в первую очередь, Японией) и ЕС.
Как ранее отмечал ТАСС со ссылкой на данные ГВЦ РЖД, железнодорожные перевозки каменного угля в экспортном и импортном направлениях в/из портов по итогам апреля 2015 года сократились на 7,4% относительно аналогичного периода 2014 года до 10,52 млн тонн. Экспортные ж/д перевозки на порты составили 10,52 млн тонн (-7,4%), импортные - 4,1 тыс. тонн (-12,2%).
Экспортные ж/д перевозки угля в порт Восточный по итогам месяца составили 2,62 млн тонн, что на 17,6% больше, чем в апреле 2014 года. В порт Ванино по сети ж/д доставлено 1,69 млн тонн (-10,5%), Усть-Луга - 1,37 млн тонн (-7,2%), Рига (Латвия) - 1,03 млн тонн (-24%). В порт Темрюк экспортная ж/д перевозка угля составила 51,7 тыс. тонн, тогда как в апреле прошлого года - 5,7 тыс. тонн. Доля перевозки угля в порт Восточный составляет 25 %, Ванино - 16%, Усть-Луга - 13% совокупного объема экспортной ж/д перевозки угля в порты.
Импортная ж/д перевозка угля из порта Рига (Латвия) в апреле 2015 составила 4,12 тыс. тонн, что на 12,2% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.