новости на metcoal.ru: версия для печати
24.07.2015 Обзор железнодорожного рынка РФ в июне-июле 2015 г.


Объем перевозок в июне 2015 г. снизился на 3,3% к уровню прошлого года и составил 97,3 млн т. Сократились перевозки угля (-1,2%), нефтепродуктов (-2,0%), строительных грузов (-9,4%), железной руды (-6,5%), черных металлов (-3,4%) и цемента (-13,9%). Увеличилась погрузка удобрений (+5,1%), лесных грузов (+6,5%), зерна и продуктов перемола (+66,7%). В июне 2015 г. грузооборот составил 184,6 млрд т-км, что на 2,2% меньше показателей июня 2014 г.

Уголь: перевозки на высоком уровне, снижение к уровню 2014 г. из-за эффекта "высокой базы"

В июне погрузка угля на сети РЖД незначительно сократилась на 1,2% к уровню прошлого года и составила 24,1 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 155,6 млн т угля, что на 3,3% выше уровня 2014 г.

По сравнению с июнем прошлого года экспортные перевозки угля скорректировались на 3,6%, в то время как внутренние – на 0,8%. Экспортный поток ослабел на Украину (-34,2%), в Китай (-27,2%), Нидерланды (остановка поставок) и Великобританию (-21,4%). При этом нарастили поставки из России Япония (+5,2%), Северная Корея (поставок в прошлом году не было), Южная Корея (в 2 раза) и Германия (в 2,3 раза). Ожидается дальнейший рост перевозок в направлении этих стран.

Парадоксальная ситуация сложилась в балансе энергоресурсов Германии. Из-за отказа от атомной энергетики после аварии на Фукусиме в 2011 г., а также обесценения угля на мировых сырьевых рынках, правительство активно поддерживало «зеленый сектор», что привело к нерентабельности газовой генерации. Так, в начале апреля энергетический концерн E.on объявил о том, что через год будет закрыта самая современная в Европе газовая электростанция в баварском Иршинге стоимостью полмиллиарда евро.

В сложившейся ситуации эксперты видят для Германии фактически 2 выхода: «грязная» дешевая угольная генерация и экологически чистая, но не очень эффективная, получаемая из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). По мнению аналитиков GlobalData, экологически чистая генерация не сможет полностью компенсировать выводимые атомные мощности, стране придется сконцентрироваться на угольной генерации, что означает рост потребления угля.

Падение перевозок угля в июне может быть обусловлено, в первую очередь, эффектом «высокой базы» аналогичного периода прошлого года: именно с июня 2014 г. перевозки угля начали расти. В то же время, по данным Минэнерго, добыча угля в июне 2015 г. оказалась выше уровня прошлого года на 1,5%. По данным Росстата, прирост составил 2,6%.

С другой стороны, сокращение внутренних перевозок угля могло произойти из-за снижения объемов металлургического комплекса, доля которого во внутреннем потреблении угля составляет около 20-30%. Так, в июне металлурги снизили выплавку стали на 7,5%, до 5,5 млн тонн.

Дополнительным фактором роста поставок угля может стать экспорт на Украину. Россия участвует в тендере на поставку антрацитного угля на предстоящий отопительный сезон. Объем необходимых поставок в месяц может составить 200-300 тыс. т.

В текущих условиях для России становится важным удержание собственной доли рынка, что возможно при высоких объемах производства. Рынками сбыта по-прежнему остаются страны АТР, и в перспективе могут выступить рынки Европы ввиду дешевизны угольной генерации. В среднесрочной перспективе перевозки угля могут сохраняться на текущем высоком уровне.

Черные металлы: замедление роста экспорта на фоне сокращения внутренних перевозок

В июне погрузка черных металлов на сети РЖД сократилась относительно уровня прошлого года на 3,4% и составила 5,7 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 36,2 млн т черных металлов, что на 2,5% выше уровня 2014 г.

В июне внутренние перевозки черных металлов сократились на 14,6% к июню прошлого года, при этом темпы роста экспорта замедлились до +3,4% в июне против +20,4% в мае 2015 г. Поставки черных металлов из России нарастили Турция (+50,6%), Германия (+65,7%) и США (+14,8%). Снизились поставки в Тайвань (в 2 раза), Иран (остановка поставок), Корея (-85,4%) и Испания (-74,1%).

В июне металлурги снизили выплавку стали на 7,5%, до 5,5 млн т. Еще в мае падение составляло только 1,6%, а в апреле наблюдался рост на 0,6%. По итогам полугодия падение удалось удержать на уровне 0,2%, до 34,9 млн т, а проката – на 0,6%, до 30 млн т.

Сокращение спроса на сталь и металлопрокат связано с тем, что в начале года российские компании увеличивали складские запасы из-за опасений, что цены на металлопродукцию вырастут вследствие дальнейшей девальвации рубля. Во втором квартале ситуация стабилизировалось, однако снижение внутреннего спроса из-за кризиса строительной отрасли не привело к снижению уровня складских запасов. По консервативным прогнозам, спрос на сталь в РФ и СНГ в 2015 г. упадет на 15%.

Одновременно с этим выпуск стальных труб в России за полугодие вырос на 9,8%, до 5,6 млн т, хотя в июне рост замедлился до 6,6%. Спрос на трубы поддерживается благодаря проектам «Газпрома», расширению нефтепровода ВСТО и местной газификацией. Тем не менее тенденция может измениться: «Газпром» уже отменил тендеры на прокладку труб в рамках проекта «Южный коридор» на 26 млрд руб. Производители труб ожидают небольшое увеличение рынка в 2015 г.

На внешнем рынке Россия испытывает давление со стороны китайских металлургических компаний. В конце июня китайские производители вышли на рынок с предложениями сортового проката по цене 330-345 $/т. В это же время российские и украинские производители до конца июня стремились удержать цены не ниже 350 $/т, а японские и корейские металлурги согласились на понижение цен на листовой прокат практически до китайского уровня.

Однако, по оценке экспертов, себестоимость производства у китайских металлургов несколько выше, чем у российских компаний, затраты которых считаются сейчас наименьшими в мире (особенно с учетом более чем 10%-ого понижения курса рубля по отношению к доллару в течение июня). Поэтому падение цен на китайскую стальную продукцию поставило ее производителей на грань нулевой рентабельности, есть компании, которые работают сегодня с убытком.

В результате китайского демпинга некоторые страны предпринимают меры по сокращению импорта проката. В начале июня стартовало антидемпинговое расследование в США, объектом которого стали экспортеры листовой стали с металлическим антикоррозийным покрытием из Китая, Индии, Тайваня, Кореи и Италии. В 2014 г. на американский рынок поступило из этих стран 2,5 млн т продукции. Кроме того, в Канаде рассматривается антидемпинговый иск против поставщиков толстолистовой стали из Индии и России, а в Бразилии — из Китая. Индонезия и Индия повысили пошлины на импортный прокат.

В краткосрочной перспективе внутренние перевозки черных металлов могут сократиться вслед за снижением активности в строительной и машиностроительной отраслях внутри страны. В то же время ожидается сохранение объемов перевозок труб. Экспортный грузопоток будет сохраняться, чтобы удержать долю на рынке.

Спрос на вагоны остался только в сегменте инновационного подвижного состава

Источник данных о реализации подвижного состава — журнал «Рынок подвижного состава».

На фоне сокращения перевозок по крупнейшим категориям грузов и сниженной доступности заемного финансирования реализация подвижного состава в РФ в июне осталась на крайне низком уровне – около 1,8 тыс. вагонов (-66% к маю 2015 г.). Это падение в меньшей степени затронуло сегмент инновационных вагонов (-25%), в то время как реализация типовых вагонов сократилась в 5 раз.

Сравнительно высокий спрос на инновационный подвижной состав (его доля в реализации в июне составила рекордные 60%) связан с более высокой эксплуатационной и экономической эффективностью инновационных вагонов. При текущем уровне рыночных ставок на типовой подвижной состав (350-450 руб./сутки) инвестиции в него неокупаемы, в то время как вагон нового поколения за счет сниженной стоимости перевозки грузов и технического обслуживания, а также субсидии на покупку со стороны государства остается экономически привлекательным. Более высокая эксплуатационная эффективность вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками подтверждается статистикой эксплуатации: в июне средний грузооборот на 1 вагон нового поколения составил около 450 тыс. т*км, в то время как для типовых вагонов – только 227 тыс. т*км.

Растет выбытие старого подвижного состава: по итогам 1 полугодия 2015 года списание составило около 43 тыс. ед., что соответствует объёмам списания за весь 2014 год.

Следует отметить, что из-за ужесточения условий отстоя вагонов активнее стал списываться неисправный парк: его размер снизился со 132 тыс. вагонов в мае до 126 тыс. в июне. Но профицит типовых вагонов на сети пока сохраняется, в июне 2015 года, по нашим оценкам, он составил около 120 тыс. вагонов.

Эксперты рынка ожидают роста доходности оперирования подвижным составом до конца года на фоне стабилизации перевозок строительных грузов, которые были основным драйвером падения рынка последние полтора года, а также возможных мер со стороны государства по ускорению списания подвижного состава с превышенным нормативным сроком службы.

Одновременно с ростом доходности увеличится и спрос на вагоны, но он будет носить качественно новый характер: востребован будет преимущественно подвижной состав нового поколения, эксплуатация которого позволит операторам и грузоотправителям усилить конкурентные позиции как на внешних, так и на внутренних рынках за счет сокращения стоимости перевозки тонны груза. Следует отметить, что «на инновационные рельсы» переводятся не только полувагоны, но и специализированный подвижной состав: цистерны, лесовозные платформы, новые модели хопперов с увеличенной кубатурой для перевозки легковесных грузов.


Источник:   РЖД Партнер.ру