Уходящий 2015 год был не самым простым для российской угольной промышленности - цены на уголь на мировом рынке продолжали падать и практически достигли минимальных значений, а потребление энергоносителя внутри страны сократилось. Однако "Востсибуголь" сумел добиться роста по ряду показателей, невзирая на депрессию в отрасли.
Пуск Богучанской ГЭС и, как следствие, сокращение доли тепловой генерации в производстве электроэнергии в Иркутской области, относительно теплые зимы в течение последних двух лет, модернизация ТЭЦ, реализация программ энергосбережения и ряд других факторов привели к тому, что потребление продукции "Востсибугля" сократилось к началу нынешнего года на четыре миллиона тонн, или почти на четверть по сравнению с объемами трех-четырехлетней давности. К сожалению, рынок углей в России неэластичен по определению: такие характеристики как зольность, калорийность фактически привязывают конкретных потребителей к тому или иному угольному разрезу. Поэтому компенсировать снижение спроса угольным компаниям очень сложно.
Тем не менее по итогам 2015-го "Востсибуголь" сумел увеличить добычу и реализацию твердого топлива на 600 тысяч тонн по сравнению с прошлым годом и достичь планки в 14,2 миллиона тонн.
По словам генерального директора предприятия Евгения Мастернака, остановить сокращение объемов добычи и перейти к росту удалось в том числе за счет рекордных поставок на экспорт. По условиям рамочных контрактов с китайским и монгольскими покупателями, "Востсибуголь" экспортировал в этом году один миллион тонн. Дальнейшее закрепление на азиатском рынке и увеличение объемов экспорта должно стать основным вектором развития предприятия.
- Экспортный рынок давно поделен, и выйти на него сложно, а удержаться - еще сложнее, особенно учитывая специфику черемховского угля. Но это - наша задача на следующий год, поскольку экспорт - единственное направление сегодня, где возможно развитие, - отмечает Евгений Мастернак. - К 2020 году мы намерены увеличить экспортные поставки в несколько раз. Во сколько именно - зависит от конъюнктуры рынка. Если условия останутся аналогичными сегодняшним, потребление и цены расти не будут, то экспортный потенциал составит примерно два миллиона тонн. Если рынок пойдет в рост - то три-четыре миллиона. Мы, в любом случае, будем наращивать свою промышленную базу сейчас, несмотря на минимальные цены, поскольку горнорудные проекты - это проекты длинного горизонта, и если мы будем дожидаться роста рынка и лишь потом разворачивать производство, то опоздаем.
Ресурсной базой для увеличения экспортных поставок в ближайшие годы должны стать новые месторождения "Востсибугля" - Зашуланское в Забайкальском крае, Кирбинские участки Бейского месторождения в Хакасии и Ныгдинское в Иркутской области.
- Разработкой месторождения в Забайкалье занимается наше совместное предприятие с китайской компанией "Шинхуа" (Shenhua). Балансовые запасы угля Зашуланского месторождения категории С1 оцениваются более чем в 250 миллионов тонн, и это хорошего качества уголь, с высокой калорийностью и низким содержанием серы. При выходе СП на проектную мощность на разрезе будут добывать до шести миллионов тонн в год, - поясняет Владимир Смагин, замдиректора предприятия по развитию и взаимодействию с государственными органами.
Уже в следующем году планируется промышленная разработка Ныгдинского месторождения, где уголь также высокого качества и может быть экспортирован на азиатские рынки.
Что касается Кирбинских участков Бейского месторождения, то это особый проект для "Востсибугля", так как до сих пор компания не работала в Хакасии. В следующем году здесь откроется новый филиал "Востсибуголь- Хакасия" и тогда же начнется промышленная добыча.
- У нас амбициозная задача: уже в 2016 году выйти на годовую добычу 150 тысяч тонн на Кирбинских участках, причем 100 тысяч из них отправить на экспорт, - заявляет Евгений Мастернак.
Пока новые разрезы выходят на промышленный уровень добычи, рост экспорта удается обеспечить благодаря Касьяновской обогатительной фабрике Черемховского филиала, которую в этом году компания сумела вывести на бесперебойную переработку десяти тысяч тонн угля в сутки. И после частичной модернизации выход высококачественного угольного концентрата здесь удалось довести до 66 процентов. В 2016-м этот показатель планируется нарастить еще.
- В целом для компании намечены три вектора развития: помимо экспорта, это модернизация производства и внедрение производственной системы аналогичной той, что действует в концерне "Тойота", - отмечает директор "Востсибугля". - На внутреннем рынке будем искать способы снижения себестоимости.
В этом году инвестиции компании в развитие бизнеса, в том числе в модернизацию производства и обновление парка техники, по предварительным данным, достигли полумиллиарда рублей. Построены новое современное депо для ремонта локомотивов в Тулунском филиале, бокс для ремонта "БелАЗов" на Ирбрейском разрезе в красноярском крае, помещения для персонала (столовые, раздевалки, комнаты отдыха) - на Жеронском разрезе. Были проведены капитальные ремонты технических объектов, замена техники.
На производственную систему у компании особая ставка - позаимствованная у мирового концерна, она адаптирована для неконвейерного производства (что само по себе было непростой задачей, как признается директор по операционной эффективности и контролю Александр Слепцов), чтобы помочь в поиске решений коренных проблем копании за счет совершенствования производства изнутри. Ее внедрение началось в "Востсибугле" в 2013 году на Тулунском филиале, а сегодня она охватывает все подразделения компании.
- Для нас важно включение в работу самих сотрудников, чтобы изменения шли изнутри, - подчеркивает Александр Слепцов. - Это непросто, но оно того стоит. Экономический эффект рацпредложений в рамках производственной системы в прошлом году оценивался в 123,5 миллиона рублей, а в уходящем - в 104 миллиона.
Досье
ООО "Компания "Востсибуголь" в этом году отметило свое 70-летие. Это одно из крупнейших и старейших предприятий угольной промышленности России. В оперативном управлении компании находятся двенадцать угольных разрезов, ремонтный завод, обогатительная фабрика, транспортное предприятие. Входит в состав EN+ Group.