новости на metcoal.ru: версия для печати
21.01.2016 Есть ли у кузбасской угольной отрасли свобода для маневра?


Угледобыча уже давно переживает кризис перепроизводства. К декабрю 2015 года цены на уголь (энергетический — $56 за тонну, коксующийся — $80 за тонну) достигли предельного минимума. А в Кузбассе ударными темпами продолжают добывать «черное золото».

Падение мировых цен на уголь резко ухудшило финансовые показатели угледобывающих компаний. Об этом говорится в обзоре авторитетной международной аналитической компании Wood Mackenzie, которая исследует глобальные отрасли энергетики, металлургии и угледобычи. По ее данным, на сегодняшний день 65% добываемого угля находится ниже лимита рентабельности — как энергетического, так и коксующегося. При этом цены на коксующийся уголь упали на 75% и стали самыми низкими за последние 20 лет. Wood Mackenzie уточняет, что снижение цен на уголь началось еще в 2011 году. Аналитики прогнозируют, что увеличение спроса на самый востребованный коксующийся уголь в ближайшее время не произойдет в связи с падением китайской экономики и кризисом ее сталелитейной промышленности. Китай же производит примерно половину всей стали в мире. Экспорт российского угля в Китай уже сократился на 36% (на 16,5 млн тонн). Более того, страны вводят ограничения в виде пошлин на ввоз угля. Китай уже в 2014 году ввел пошлины на коксующиеся угли — 3%, на каменный уголь — 6% и все остальные виды — 5%.

Переоценка ценностей

Посмотрев на динамику добычи угля в мире, можно сразу увидеть значительное снижение показателей в странах Европы и США. Главной причиной является то, что мировую экономику сорвало с якорей, началось торможение в важных центрах, создающих спрос. Жесткие требования экологического законодательства и постепенное истощение неглубоких месторождений также оказали свое влияние.

Устойчивый рост в последние годы демонстрировали страны Азиатско-Тихоокеанского региона — Китай, Австралия, Индия. Хотя и там не все так однозначно. Например, в КНР темпы добычи угля слишком высоки, что крайне негативно сказалось на экологии. В связи с этим китайское правительство планирует в ближайшие годы существенно снижать добычу. К слову сказать, международное энергетическое агентство снизило пятилетний прогноз спроса на уголь в связи с «завершением угольного золотого века в Китае».

Что касается Австралии, то, как отмечал генеральный директор крупнейшей американской угольной компании Peabody Energy Грегори Бойс, угольная отрасль этой страны находится «на перепутье». Виной всему — резкое падение цен на энергетический и коксующийся уголь. Компании реагируют на это закрытием угольных шахт и замораживанием новых проектов. По оценкам Wood Mackenzie, в настоящее время порядка 85% новых австралийских проектов в секторе энергетического угля являются несостоятельными и нерентабельными. По мнению аналитиков Wood Mackenzie, нет никаких стимулов добывать уголь по текущим ценам.

В Америке падение спроса на уголь вызвано удешевлением природного газа и нефти. Аналитики прогнозируют, что к 2025 году там будет ликвидировано до 13% мощностей угольных предприятий. Так, Американская компания Cliffs Natural Resources на сегодняшний день практически завершила продажу своего североамериканского угольного бизнеса. В конце декабря 2015 года компания продала шахту Pinnacle в Западной Вирджинии и шахту Oak Grove в Алабаме компании Seneca Coal Resources за $268 млн. Выход Cliffs из угольного бизнеса обусловлен резким снижением цен на коксующийся уголь. А вот крупнейший горнодобывающий конгломерат Anglo American Plc, по информации Bloomberg, согласился продать свою угольную шахту в Австралии за $36 млн.

Между тем, компания New World Resources, которая является частью всемирного агломерата горнодобывающих компаний, сообщила о закрытии к концу 2017 года двух угольных разработок в Чехии — Paskov и Lazy. И опять причина в падении цен и пересмотре стратегии в отношении малоприбыльных разработок. NWR ожидает, что ее отрицательная EBITDA в 2016 году составит 51 млн евро, а в 2017 году 60 млн евро. Также компания сообщает, что будет вынуждена реструктуризировать первоочередные долги в 2016 году.

А в английском графстве Северный Йоркшир закрылась последняя в Великобритании угольная шахта. Страна вообще прекратила добычу угля. Кроме того, правительство страны решило больше не субсидировать частные компании, добывающие уголь. Министр по предпринимательству Мэтью Хэнкок считает, что необходимые 338 млн фунтов стерлингов — это слишком дорого.

Угольный разлом

По добычи угля в пятерку стран лидеров входят Китай, США, Индия, Австралия, Индонезия, у России — 6 место. Из года в год в нашей стране увеличиваются объемы добычи угля. Основной регион по угледобыче — Кузбасс. Но это пока. Дело в том, что долгосрочная программа развития угольной отрасли России на период до 2030 года была принята в 2012 году. Однако позже в нее были внесены существенные корректировки, связанные в первую очередь с масштабным перемещением центра угледобычи из Кузбасса в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Причины вполне объяснимые.

Месторасположение Кемеровской области, где добывается 2/3 всего российского угля, находится далеко от основных грузовых терминалов. Расстояние в 4–5 тысяч километров от экспортных морских портов, железнодорожные тарифы и ограниченная пропускная способность железной дороги делают кузбасский уголь неконкурентоспособным. В этой ситуации довольно сложно конкурировать с поставщиками из Австралии и Индонезии, которые выигрывают за счет близости угледобывающих предприятий к портам (к себестоимости продаж кузбасского угля добавляются ж/д тарифы, составляющие 50–60% от цены).

Вторая основная причина, по которой планируется переместить российский центр угледобычи из Кузбасса на восток страны, связано с геополитикой. Наша страна, в условиях санкций, планирует и дальше развивать торгово-экономические отношения с Азиатско-Тихоокеанским регионом, об этом неоднократно заявляло Минэнерго. Это подтверждают и цифры. За последние годы экспорт российского угля вырос на треть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На сегодняшний день мировой центр потребления угля находится именно в Азии, которая уже сейчас потребляет более 70% от его общемирового объема.

По новым прогнозам к 2030 году добыча угля в России должна вырасти до 410–460 млн тонн против прежних 325–430 млн тонн, а экспорт может увеличиться до 205 млн тонн против 170 млн тонн, в том числе в страны АТР — с 85 до 120 млн тонн. При этом планируется, что доля Дальневосточного Федерального округа и Байкальского региона в общей добыче увеличится с 26 до 40%. Все это поможет России подняться в списке стран лидеров по добыче угля в мире.

Двигателем роста угольной промышленности России по-прежнему будет оставаться экспорт. Согласно «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», ¾ экспортных поставок угля из России осуществляется через российские порты. Основные объемы перевалки угля в России сейчас приходятся на четыре порта: Восточный, Усть-Луга, Ванино и Мурманск. Кстати, Восточный порт в прошлом году обработал 22 млн тонн угля, превысив показатели 2014 года. Ни один угольный порт еще не преодолевал такую отметку. Основной груз — это каменный уголь, добываемый в Кузбассе.

Справка

По данным областного департамента угольной промышленности, в 2015 году на угледобывающих предприятиях Кемеровской области было добыто 215,8 млн тонн угля. По сравнению с прошлым годом прирост составил 4,9 млн тонн. За 12 месяцев 2015 года было отгружено 204,7 млн тонн угля, в том числе на экспорт — 115,9 млн тонн. При этом на сегодняшний день на складах Кузбасса остается более 10 млн тонн добытого угля.

Падение цен на уголь, конкуренция на традиционных мировых, а в скором будущем и на внутренних рынках, наращивание доли газовой генерации в российской энергетике, перепроизводство в угледобыче должны стать весомыми аргументами для кузбасских угольных компаний, чтобы не только добывать, но и искать экономически эффективные способы переработки угля и новые технологичные возможности продавать его дорого даже на падающем рынке.


Источник:   Капитал