В среду коксующийся уголь премиальных марок на условиях FOB Австралия подорожал до максимума с апреля 2015 г. и перешагнул психологическую отметку в $100 за 1 т. С начала года цена на уголь поднялась на 34% до $101 за 1 т, по данным Bloomberg и Platts. Подорожали и фьючерсные контракты на поставку угля в июне до $106 за 1 т и до $103 в 2017 г., пишет Platts.
В январе 2016 г. Народный банк Китая выдал кредиты в юанях на сумму около $385 млрд, часть этих денег поступила в строительную отрасль, что подтолкнуло потребление металлопродукции, говорит источник в одной из крупных угольных компаний России. Плюс – ожидание дальнейших мер по стимулированию внутреннего спроса в Китае и сокращения производства стали в провинции Таншань в период выставки садоводства. Это привело к резкому росту цен на металлопродукцию в Китае (крупнейший потребитель в мире), говорит источник.
По данным ЦДУ ТЭК, общее производство коксующегося угля в России в 2015 г. составило 58,9 млн т, из них «Мечел» добыл 13,7 млн т, а Evraz (с учетом добычи на «Распадской») – 20,6 млн т. При сохранении текущих цен на угли и достижении договоренностей с кредиторами «Мечелу» (долг компании – $6,2 млрд) будет более комфортно, отмечает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. Выручка от продаж угля Evraz третьим сторонам составляет всего 7% от всей выручки компании, поэтому влияние роста цены не будет столь заметным. Эффективность добывающего сегмента компании повысится, но это снизит общую рентабельность при прочих равных, отмечает Ализаровская.
«$100 за 1 т – определенный психологический рубеж, который обнадеживает, но лучше дождаться 1 июля, когда будут установлены новые квартальные цены», – передал гендиректор Распадской угольной компании Сергей Степанов через пресс-службу. Сейчас $100 за 1 т – это действующие цены на две премиальные марки австралийских углей для конкретных индийских комбинатов, а квартальные на лучшие австралийские угли – $84 за 1 т, отмечает он, поясняя, что рост цен на них с 1 июля возможен до $90. «Контрактные цены в III квартале будут согласованы примерно по $100 за 1 т (FOB Австралия)», – считает источник в другой крупной компании. Представитель «Мечела» не ответил на вопросы.
Цены выше $100 за 1 т могут быть кратковременным явлением, считает старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Переизбыток мощностей никуда не делся, рост цен на сырье может оказаться краткосрочным, но угольщики вполне могут успеть воспользоваться ситуацией и использовать экстра-прибыли для снижения долговой нагрузки, говорит Лобазов.
Начиная с середины 2013 г. австралийский коксующийся уголь непрерывно дешевел. В 2014 г. он потерял в цене 20%, опустившись до $120 за 1 т, а с начала 2015 г. подешевел еще на 38% до $73,4 за 1 т. При этих ценах рентабельной добыча угля (полные капзатраты с учетом перевозки на FOB) была лишь у Glencore, «Мечела» и BHP, следует из материалов Bloomberg. При текущих ценах ($101 за 1 т) в границы рентабельности аналитики Bloomberg включают Evraz, «Северсталь», «Распадскую», Rio Tinto и Consol VA.