Ростехнадзор завершил техническое расследование аварии на шахте «Северная» в Воркуте (принадлежит «Северстали»), которая унесла жизни 36 человек в феврале. Основная версия – взрыв метановоздушной смеси мог произойти возле бурового оборудования «из-за некачественной изоляции выработанного пространства и возможного повреждения электрокабелей».
Комиссия выявила и технические нарушения на «Северной», в других шахтах компании «Воркутауголь» и представила отчет в правительственную комиссию (ее возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович). Какие нарушения зафиксированы, представители Ростехнадзора, Дворковича и «Северстали» не говорят. Последний лишь отмечает, что на других шахтах «Воркутаугля» они уже устранены. Представитель Дворковича сказал лишь, что отчет Ростехнадзора получен.
У Ростехнадзора есть еще две версии: к взрыву могло привести или плохое проветривание шахты, а также скопление метана и искры от резцов горного оборудования, или обвал. Результаты проверки предварительные – у сотрудников службы нет возможности спуститься в шахту и обследовать место трагедии (шахта затоплена), говорит представитель Ростехнадзора. Информацию ведомство собирало по заключению экспертной группы, проектно-техническим документам и путем опроса инженеров и рабочих.
По заключению Ростехнадзора нельзя определенно сказать, признают компанию виновной в трагедии или сочтут это форс-мажором, но нельзя исключить проверок или штрафов, считает старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Кабели могли быть ветхими (тогда это вина компании) или повреждены из-за халатности (тогда это вина сотрудников), в этом будет разбираться следствие, говорит юрист BGP Litigation Антон Помазан. Некачественная изоляция – точно не случайность, вполне возможно, что следственные органы, используя эту формулировку, смогут построить дело против руководителей шахты или собственников предприятия, считает старший юрист BMS Law Firm Денис Фролов.
Если вина ляжет на компанию, то могут последовать как крупные штрафы за нарушение промышленной безопасности, так и уголовные дела в отношении должностных лиц, заключает Помазан. Родственники погибших смогут обратиться в суд за возмещением морального вреда, и выплаты семьям погибших могут составить сотни миллионов рублей, считает юрист «Падва, Эпштейн и партнеры» Павел Герасимов. Придется заплатить и за испорченное шахтовое оборудование, если оно было в лизинге, уточняет совладелец «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков.
Пока «Северсталь» отразила в отчетности убытки от взрыва на $4 млн, из которых половину выплатила родственникам погибших; остальное – потери в стоимости оборудования. 500 млн руб. потрачено на затопление «Северной», стоимость техники, оставшейся в затопленной шахте, – $60 млн, говорил заместитель гендиректора «Северстали» Алексей Куличенко.
«Северсталь» решает, восстанавливать ли эту шахту или отрабатывать запасы участка через другую. Первое «имеет смысл, если это экономически оправданно», говорил владелец «Северстали» Алексей Мордашов в июне, но конъюнктура рынка сейчас неблагоприятная (цитата по «РИА Новости»). Ближе всего к «Северной» (обеспечивала четверть всей добычи угля «Северстали» – 1,5 млн т) находится шахта «Комсомольская» (1,2 млн т в год).