Благодаря сокращению долга, продаже активов и повышению цен на сырьевые товары в течение года Glencore PLC больше не находится на грани кризиса. Теперь у акционеров горнодобывающего и торгового гиганта есть новый повод для опасений: гендиректор Айван Глазенберг может вернуться к своей политике неограниченных расходов.
Большую часть прошлого десятилетия Глазенберг активнее всего совершал сделки среди представителей сырьевой отрасли, скупая угольные, медные и золотые шахты в таких регионах, как Восточная Африка, Южная Америка и Австралия. После того, как растущий долг и снижающиеся цены на сырьевые товары привели в прошлом году к резкому падению акций Glencore. Их цена рухнула на 29% за один день, 28 сентября, и инвесторы потребовали от Глазенберга сократить заимствования и избавиться от убыточных шахт. Как говорят инвесторы, он заморозил выплату дивидендов, уволил рабочих, чтобы сократить расходы, и снизил долговую нагрузку компании до более приемлемых уровней.
При том, что акции после обвала выросли примерно на 180%, базирующаяся в швейцарском Бааре компания, как сообщили осведомленные источники, недавно стала претендентом на несколько крупных активов, включая австралийские угольные активы, покупателя для которых ищут Rio Tinto PLC и Anglo American PLC.
Инвесторы считают, что Глазенбергу еще многое предстоит сделать, прежде чем он начнет ответственно совершать покупки, и надеются услышать скорее о новых мерах по экономии, чем о новых расходах, когда компания будет отчитываться о результатах 24 августа.
"Во-первых, мы должны завершить сокращение доли заемных средств, затем мы должны возобновить дивиденды", - заявил Дэвид Херро, фондовый менеджер в Harris Associates LP, которая контролирует примерно 6% акций Glencore стоимостью около 2 млрд долларов.
Херро приобрел акции Glencore на миллиарды долларов во время их обвала прошлой осенью и заявил, что Glencore должна обдумать, не будет ли выкупа акций более разумной мерой, чем новые приобретения.
Представитель Glencore отказался от комментариев.
Глазенберг превратил Glencore из торговой фирмы в одну из крупнейших горнодобывающих компаний в мире посредством таких сделок, как приобретение угледобывающей компании Xstrata за 29,5 млрд долларов в 2013 году. Однако его крупные инвестиции в течение последних двух лет оказались невыгодными на фоне обвала цен на сырьевые товары. Цены на уголь, несмотря на восстановление в этом году, остаются под давлением, отчасти из-за предпринимаемых по всему миру попыток остановить глобальное потепление за счет сокращения выбросов парниковых газов угольными электростанциями.
Glencore в 2015 году понесла убыток на 5 млрд долларов, а ее акции торгуются более чем на 60% ниже цены размещения в 2011 году.
Несомненно, положение Glencore улучшилось по сравнению с прошлым годом, когда Глазенбергу пришлось убеждать инвесторов в том, что его обремененная долгами горнодобывающая и торговая компания не является пороховой бочкой, которая вот-вот взорвется.
На конец 2015 года чистый долг Glencore, не включающий многомиллиардные заимствования, за счет которых работает ее торговый бизнес, сократился до 25,9 млрд долларов с 29,6 млрд долларов в середине года. Glencore заявляет, что планирует сократить его до 17-18 млрд долларов к концу 2016 года.
"Руководство делает именно то, что следует", - заявил Херро.
На прошлой неделе Glencore сообщила о снижении добычи меди, угля и цинка во 2-м квартале по сравнению с прошлым годом, преимущественно вследствие добровольного закрытия шахт.
Глазенберг и его менеджеры уже привлекли около 2,5 млрд долларов от размещения акций и 1,4 млрд долларов от пары "потоковых" сделок, в результате которых Glencore получила авансовые средства за золото и серебро, которые будут добыты позже. Заморозка выплаты дивидендов сэкономила компании около 2,4 млрд долларов денежных средств. Во 2-й половине этого года Glencore ожидает получить около 3,13 млрд долларов от продажи почти половины своего сельскохозяйственного бизнеса и еще 100 млн долларов от продажи казахского золотого месторождения.
Glencore также изучает возможность продажи другой золотодобывающей шахты в Казахстане, которая может принести 2 млрд долларов, и железнодорожных активов в Австралии, что может помочь ей получить еще 750 млн долларов или больше, как указывают аналитики.
Карл Малан, портфельный менеджер в Van Eck Global, которая владеет акциями Glencore примерно на 200 млн долларов, заявил, что компания должна продолжить сокращать долг и возвращать средства акционерам, прежде чем искать новые объекты для инвестирования. По его словам, Glencore должна возобновить выплату дивидендов в следующем году, в зависимости от цен на сырьевые товары.
"Руководство не будет руководствоваться тем, что ´нам нужно больше угля´ или ´нам нужно больше меди, - указал он. - Оно будет руководствоваться интересами акционеров".
Один из рисков заключается в том, что цены на сырьевые товары могут упасть. Некоторые аналитики говорят, что подъему цен в этом году способствовал очередной раунд стимулирования в Китае, и цены могут упасть, когда эти меры прекратятся.
У других инвесторов есть опасения по поводу долгосрочной стоимости угля, инвестиции в который Glencore, по ее словам, собирается увеличивать. Партнер в Hermes Investment Management Брюс Дагид заявил, что его клиенты, которые инвестировали в Glencore, опасаются, что компания неверно просчитала риски политики, направленной на сдерживание глобального потепления.
Glencore ожидает, что спрос на энергетический уголь, используемый для выработки электричества, будет расти в течение десятилетий, в особенности в Юго-Восточной Азии.
"Мы опасаемся, учитывая недавний обвал цен на сырьевые товары, идея о том, что можно строить прогнозы в отношении ситуации в мире с высокой долей уверенности, была основана на недопонимании спроса", - указал Дагид.