новости на metcoal.ru: версия для печати
09.05.2017 Несмотря на миллиардные поборы государство не смогло диверсифицировать угольную отрасль, – Кучеренко


Эксперты убеждают: формула «Ротердам+» повлекла пятнадцатипроцентное завышение тарифов. Уголь, поступающий в Украину, якобы из Южной Африки, на самом деле добывается в шахтах «ДНР». Олигархи Ринат Ахметов и Виктор Медведчук, которые монополизировали энергорынок, получают сверхприбыли.

Только по официальным данным «Укрзализныци», за последние полгода из зоны АТО на подконтрольную украинским военным территорию было перевезено более 10 миллионов тонн угля.

«Ахметовские поезда ездят совершенно свободно туда-сюда – с коксохима и обратно», – возмущается нардеп Игорь Луценко.

«Авдеевский коксохимический завод», как и львиная доля отечественных топливных предприятий, принадлежит украинскому олигарху Ринату Ахметову. Под инвестиционные обязательства и гарантии создавать рабочие места, олигарх организовал замкнутый круг производства в двух наиболее стратегических сферах государственной экономики – металлургии и энергетике.

Вместе с тем, эксперты уверяют: антрацит, компании привозят, якобы, из-за рубежа и, соответственно, продают дороже, чем отечественный, на самом деле – свой, добытый на какой-то из шахт «ДНР».

«У нас есть два пути, чтобы обеспечивать себя углем. Первый из них – импорт и, собственно, сегодняшние тарифы на электричество его и предсказывают. Второй путь – это завоз угля из зоны АТО», – объясняет директор Центра исследований энергетики Александр Харченко и добавляет: олигархи решили объединить эти два пути. Так, уголь добывают в ОРДЛО, а продают по цене импортного.

«Для определенных политических коррупционных групп заработок на угле, который завозится из зоны АТО, составляет 20-25 миллионов долларов в месяц. Это идет просто на разнице в цене», – рассказывает Александр Харченко.

И, согласно расследованию «Украинской правды», Ахметов – не единственный украинский олигарх, который поставляет уголь из «ДНР» на отечественные ТЭС. Его коллегой по цеху оказался и кум Владимира Путина Виктор Медведчук. Еще в декабре 2014 года компания «Arida Global Limited» заключила контракт с государственным «Центрэнерго» на закупку 76 тысяч тонн южно-африканского угля. В документе представителем «Arida» выступает Никита Поз, которого связывают с Медведчуком через совместные земельные операции. Доставить африканский антрацит на украинские ТЭС должен был балкер «Moonray». Правда, грузовые мощности судна не превышают и 57 тысяч тонн. Поэтому очевидно, корабль не мог перевезти в Украину такой заказ. Журналисты уверяют: на самом деле этого рейса вообще не было.

«Когда уголь должен был приходить из ЮАР где-то к берегам Украины, этот корабль был возле Ганы», – убеждает главный редактор онлайн-издания «Украинская правда» Севгиль Мусаева-Боровик.

И сам Виктор Медведчук, конечно же, все отрицает. Мол, никогда не был бенефициаром «Arida Global Limited» и не имеет никаких связей с этой компанией.

«Упомянутого Никиту Поза я знаю только как юриста. Меня с ним не связывали и не связывают никакие бизнес-интересы. Также никаких бизнес-интересов на временно неподконтрольных Украине территориях в 2014 году у меня не было и сейчас нет», – открещивался Медведчук.

Тем временем крупнейшая государственная шахта Европы «Покровская», практически, простаивает, как и западноукраинские шахты. Волынские горняки уверяют: могут полностью перекрыть поставки твердого топлива из оккупированных территорий, однако без качественного оборудования работать невозможно. Такое положение украинских шахт ставит государственные предприятия за пределы конкурентного рынка, что в свою очередь выгодно олигархам.

«В энергетике Ринат Ахметов и наблюдатели нынешней власти получают дополнительную прибыль за счет абсурдного ценообразования на уголь: котировки в Роттердаме плюс стоимость доставки в Украину. Хотя в реальности уголь идет с оккупированных территорий Донбасса просто на тепловые электростанции Восточной Украины», – написал в своем блоге нардеп Сергей Лещенко.

И на ахметовской «ДТЭК» это отрицают, а расчеты «Ротердам+» называют справедливыми. Мол, хотим в Европу, поэтому и работать должны, согласно их стандартов.

«Это европейский индекс. К сожалению, в нашей стране многие вещи не могут считаться образцовыми, поэтому и была взята эта формула», – поясняет заместитель коммерческого директора «ДТЭК Энерго» Дмитрий Маляр.

К тому же, по мнению представителей «ДТЭК», устанавливая цену на уголь, не следует отталкиваться от розничной себестоимости. Мол, в мире принципиальным для продукта является его рыночная себестоимость, которая и считается по формуле «Роттердам+».

Эксперты же считают: разница между реальной ценой и той, что платят украинцы, должна была бы пойти на достижение энергонезависимости.

«У нас за десять месяцев забрали десять с половиной миллиардов гривен, мотивируя диверсификацией поставок угля. Они деньги собрали, но их никуда не использовали», –убежден Министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины (2007-2010 гг.) Алексей Кучеренко.

К тому же, по мнению оппонентов «ДТЭК», стоимость угля – это экономическая составляющая тарифа.

«Завышение тарифа здесь составляет примерно 15 процентов как для бытовых, так и небытовых потребителей. Поэтому я бы не назвал эту формулу европейской, потому что ни в одной стране Европы нет методики «Роттердам+» в тарифах потребителей», – убежден экс-член национальной комиссии по вопросам энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус.

Добавим, что после введения «роттердамской формулы» еврооблигации ДТЭК подорожали на 40 процентов.


Источник:   Zik