новости на metcoal.ru: версия для печати
05.06.2017 Тулеев выставляет угольную отрасль вне Кузбасса в черных тонах


Губернатор Кемеровской области выразил сомнение в целесообразности развития угольных проектов в других регионах. По этой причине, Аман Тулеев обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой оценить важность и необходимость добычи угля вне Кузбасса.

Свою основную критику губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обрушил на Якутию и Тыву, где свои угольные проекты реализуют «Мечел» и ЕВРАЗ соответственно. В частности, как пишет газета «Коммерсант», Тулеев заявил: «Для чего мы все это творим в Якутии, где надо построить еще около 300 км путей, а мы сейчас не можем вывезти кузбасский уголь, а Кузбасс сегодня перекрывает все потребности угле». Далее губернатор Кемеровской области добавил, что не понимает, зачем в Тыве строить железную дорогу к монголам – «ненужна эта линия, не построишь ее сейчас, и денег не найдешь, да и зачем она, дай бог, Кузбассу вывезти тот объем угля, который уже добыли» – приводит цитату «Коммерсант».

Тулеев – не первый, кто говорит о возможной конкуренции Кузбассу со стороны соседних регионов в экспорте угля. Так об этом упоминал на кемеровской конференции по углехимии в начале прошлого года Георгий Краснянский, председатель совета директоров компании «Каракан-Инвест», объясняя, что «развитие проектов угледобычи на Дальнем Востоке, которые обеспечат прибавку в добыче от 66 млн до 99 млн тонн к 2030 году станет одним из ограничений развития углепрома Кузбасса».

ЖД-проблема

Собственно, причина недовольства Тулеева на поверхности – нынешняя пропускная способность путей РЖД в восточном направлении не позволяет в полном объеме вывозить в порты весь уголь, что добывается в Кемеровской области. Соответственно, меньшие объемы от восточных соседей Кузбасса железная дорога будет пропускать безо всяких сложностей. Но если изучать проекты пристальнее, то сомнения губернатора Кемеровской области кажутся беспочвенными.

Как уже говорилось, критике подверглись два угольных проекта за пределами Кузбасса – это освоение Межегейского месторождения каменного угля в Тыве, которым занимается ЕВРАЗ и Эльгинский угольный комплекс в республике Якутия, развиваемый компанией «Мечел». Интересно, что оба проекта имеют одинаковые трудности с выстраиванием транспортной инфраструктуры, необходимой для перевозки добытого угля. Как рассказал генеральный директор ПАО «Мечел» Олег Коржов, в настоящий момент компания рассматривает возможность передачи РЖД построенной ветки до Эльгинского месторождения в виде концессии, хотя изначально «основным нашим желанием было продать эту дорогу, чтобы погасить часть долга на ее строительство, и может быть, какую-то часть направить на инвестиции в сам эльгинский проект». «Мы проводим переговоры, в них участвуют РЖД, «Газпромбанк», ряд консультантов, кто реализовывали до этого различные концессионные проекты. Очень рассчитываем, что в неотдаленном будущем найдем вариант решения. Все участники процесса в этом заинтересованы, так как в таком случае финансирование будет привлекаться специальной проектной компанией, и оно не будет увеличивать долговую нагрузку инвесторов», – уточнил Коржов.

Обоюдные надежды

Про «не увеличение долговой нагрузки инвесторов» топ-менеджер «Мечела» упомянул не случайно. Как считает московский эксперт Татьяна Красникова, исполнительный директор ООО «Научные разработки», «региональные власти в республиках Тыва и Саха (Якутия) надеются, что транспортная проблема будет закрыта инвестором». «Потому возникает конфликт интересов: власть надеется на частные компании, а частные компании – на власть, они может быть и готовы построить железную дорогу и вывозить уголь, но только в случае самой широкой поддержки со стороны регионального правительства», – объясняет Красникова.

Схожая ситуация и в Тыве, где глава республики Шолбан Кара-оол неоднократно заявлял, что будущее угледобывающей отрасли региона напрямую зависит от успешного завершения строительства железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино», проекта «Тувинской энергетической промышленной корпорации» Руслана Байсарова. ЕВРАЗ, в свою очередь, помогает в развитии этой стройки – как отметили в пресс-службе компании, «ЕВРАЗ выступил партнером Русского географического общества в проведении археолого–географической экспедиции «Кызыл-Курагино, направленной не только на сохранение культурного наследия республики, но и на расчистку территории по будущую железную дорогу».

Свой против своих

Несмотря на «болезненность транспортного вопроса на республиканском уровне власти и недостаточной скорости решения проблемы силами частного капитала», как говорит Татьяна Красникова, и в правительстве Тывы и республики Саха, по сути, в одинаковой мере, заинтересованы в развитии долгосрочных отношений с ЕВРАЗ и «Мечелом». Так в пресс-службе правительства Тывы, отвечая на запрос корреспондента «ФедералПресс», уточнили, что ООО «УК «Межегейуголь», принадлежащая ЕВРАЗ, обязалась участвовать в развитии республики. Участие заключается в инвестициях в социально-экономическое развитие территории, предоставление рабочих мест для местного населения и других параметров. При этом обнаружился интересный факт: среди рабочего персонала «Межегейского угольного месторождения» немалую долю составляют вахтовики из Кемеровской области, так что можно утверждать, что губернатор Тулеев, выражая сомнение в развитии угольного проекта в Тыве, фактически выступает против трудоустройства кузбассовцев.

Самому ЕВРАЗ, как уточняют в пресс-службе компании, уголь из Тывы, в первую очередь, требуется для производства на Западно-Сибирском металлургическом комбинате в Новокузнецке, где выпускаются стометровые рельсы. Вторая, ключевая важность «Межегейуголь» для ЕВРАЗ: «он используется как технологический полигон, опыт которого применяется на других угледобывающих предприятиях компании», – отметили в пресс-службе в официальном ответе на запрос «ФедералПресс».

Взгляд на восток

В республике Саха, в отличие от правительства Тывы, отсутствуют договорные обязательства с «Мечел», хотя как уточнил первый заместитель республиканского министра промышленности и геологии Василий Захаров, «ООО «Эльгауголь» включен в реестр участников инвестиционных проектов по причине оказания существенного долгосрочного влияния на социальную, экономическую и экологическую составляющую».

О том, что «Мечел» – стратегический партнер республики говорят и налоговые бюджет поступления в бюджет: до 400 млн рублей ежегодно, в сравнении ЕВРАЗ по данным правительства Тывы перечислил в бюджет республики 204 млн за прошлый год, и надежда профильного министерства, что компания увеличит мощности и вместо одной тысячи человек, на Эльгинском месторождении будет занято 4 тыс человек, из которых половина составит местное население. И наконец, одинаковый ориентир, что в «Мечел», что в правительстве республики, – экспорт угля в Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), где сегодня имеется потребность в 80% металлургических углей в мире. «Строительство Эльгинского месторождения реализуется в рамках Утвержденной Долгосрочной программы развития угольной промышленности до 2030 года и имеет общегосударственное значение. В результате реализации будет создан новый центр угледобычи мирового уровня на Дальнем Востоке РФ. Благодаря короткому транспортному плечу до дальневосточных портов, российская угольная продукция станет конкурентноспособной на рынках АТР. Россия станет ключевым поставщиком наряду с Австралией и Канадой», – уверен Захаров.

О положительной динамике в интересе к углю стран АТР говорит и Павел Штарк, генеральный директор ООО «УК «Мечел-Майнинг» в контексте планов на ближайшие годы. «Провозную способность инфраструктуры «Российских железных дорог» и мощность дальневосточных морских портов для перевалки угля также необходимо наращивать. «Мечел» вложил в техническое переоснащение своего дочернего предприятия – торгового порта Посьет в Приморском крае – около 4 млрд. рублей. В 2016 году грузооборот специализированного угольного терминала в Посьете увеличился на 40%, до 7 млн. тонн. Модернизация портового оборудования и инфраструктуры продолжится в ближайшие годы», – рассказывает Штарк.

Вообще к 2030 году эксперты прогнозируют рост экспорта в страны АТР с нынешних 85 млн тонн до 120 млн тонн – такие данные приводит портал «Росинформуголь» в своей аналитической статье. Причем, рост связан со стратегией угольного развития страны, принятой пять лет назад, где говорит о курсе перемещения центра угледобычи из Кузбасса на Дальний Восток – в том числе и по причине более выгодного логистического плеча. Иными словами, федеральное правительство предлагает Кемеровской области ориентироваться на другие рынки сбыта, готовясь закрывать АТР мощностями дальневосточных угольных проектов, в том числе и в республике Саха.


Источник:   Федерал Пресс