В июне 2017 г. отгружено 28 млн т, что на 9,4% больше, чем в июне прошлого года. Аналогичная динамика зафиксирована по итогам I полугодия 2017 г.: погрузка составила 177,3 млн т.
Напомним, что положительный тренд наблюдается на протяжении всего 2017 года. Так, в январе каменного угля было погружено 31,4 млн т (+9,9%), в феврале – 28,7 (+8,2%), в марте – 31 млн т (+9,9%), в апреле – 28,8 млн т (+9,4%), в мае – 29,4 млн т (+9,9%). Во многом это связано с сокращением добычи угля в Китае и ростом закупок импортного сырья, хотя и в несопоставимых объемах.
В 2016 г. по сравнению с 2014-м КНР сократила добычу угля почти на 460 млн т. Это в 1,4 раза превышает весь объем добычи каменного угля в России в том же 2016-м (330 млн т). По данным агентства «Reuters», ведущий производитель угля в Китае – провинция Shanxi – сократит в 2017 г. порядка 20 млн т угольных производственных мощностей. В целом в текущем году объем производства угля в стране снизится более чем на 150 млн т.
Что касается импорта угля, то по данным Таможенной службы Китая в 2016 г. он вырос на 12,5% (для сравнения: в 2015 г. он упал почти на 30% к уровню 2014 г.). Основным фактором роста объемов импорта угля Китаем в условиях сокращения внутреннего производства является более высокий уровень качества импортной продукции, который соответствует современным требованиям китайской энергетики, металлургии и экологической безопасности. Добавим, что с 20 февраля по 31 декабря 2017 г. Китай ввел запрет на импорт угля из Северной Кореи, в результате чего китайские потребители будут вынуждены покупать угольную продукцию на внутреннем рынке или частично переориентировать закупки на уголь, поставляемый из России или Австралии.
По прогнозу Международного энергетического агентства, в среднесрочной перспективе темпы роста мирового спроса на энергетический уголь будут замедляться. Так, если в 2010–2013 гг. среднегодовой темп роста составлял 3,3%, то в период до 2021 г. спрос на уголь будет расти в среднем на 0,6% ежегодно на фоне снижения темпов роста спроса в Китае, а также сокращения спроса в Европе и США. По оценкам, спрос на уголь будет расти за счет увеличения потребления в Индии, Южной Корее, Турции, Вьетнаме и Индонезии. При этом доля угля в общем потреблении энергоресурсов снизится с 41% в 2013 г. до 36% в 2021 г. Китай же в ближайшие 5 лет все равно останется лидером по объемам потребления угольной продукции: на его долю будет приходиться почти 50% мирового спроса на уголь и свыше 45% его добычи.
Группа корпоративных рейтингов «АКРА» тоже прогнозирует, что спрос на уголь в мире будет расти за счет Индии, Южной Кореи, Турции, Вьетнама и Индонезии. Благодаря этому Россия продолжит наращивать экспорт в страны Азиатского региона. Преимущество получат компании, экспортирующие качественные угли (марок Т и СС, либо энергетический концентрат марок Д, ДГ и Г с высокой калорийностью и низким содержанием серы). Вместе с тем некоторые импортеры принимают меры по развитию собственной угледобычи и ограничению импорта. Так, Индия, являющаяся одним из крупнейших импортеров энергетического угля в мире, по прогнозам Министерства энергетики этой страны в краткосрочной перспективе может существенно сократить его внешние закупки благодаря наращиванию объемов собственной добычи. Кроме этого, Индия разрабатывает и внедряет проекты по импортозамещению коксующегося угля. В случае успешной реализации этой программы Индия может сократить импорт продукции коксующегося угля на 5–10%.
По оценкам Минэнерго России, в ближайшее время ожидается относительно высокий уровень спроса на российский энергетический уголь, в том числе ввиду активизации европейских и турецких потребителей при закупках угля с отгрузкой в летний период. В 2017 г. объем экспорта угля может вырасти на 2,7–3,3%, до 176–177 млн т.