Аномально высокая премия к ценам на горячекатаный прокат (из него делают трубы, металлоконструкции, корпуса судов и др.) в России начинает снижаться, пишут аналитики БКС в еженедельном обзоре со ссылкой на данные „Металл эксперта“. В течение июня разница между внутренними и экспортными ценами сократилась с $75—80 за 1 т всего до $15—20, говорится в обзоре. А за первую неделю июля цены на горячекатаный прокат в России опустились до самого низкого уровня с апреля: тонна проката 7 июля подешевела на 4,4% до $442, свидетельствуют данные „Металл эксперта“, сообщают Ведомости.
Единственный вид металлургической продукции, который дорожает в России, — арматура: за неделю она подорожала на 4,4% до $375 за тонну. Причина — высокий спрос и рост экспортных цен. Так, например, НЛМК сократил поставки арматуры в России и поднял цены на июль на 8—9% в сравнении с июнем, дополнительные поставки будут уже на 7—8% дороже. К таким колебаниям цен на арматуру строительные компании уже привыкли, спокоен гендиректор строительной компании „Крост“ Алексей Добашин. „Цены растут с конца мая, сейчас тонна арматуры стоит 32 000 руб., в мае она стоила 27 000 руб. Это просто сезонные колебания“, — говорит он.
Высокие цены на стальную продукцию в России поддержали металлургов. Так, в I квартале ММК сумел увеличить выручку в сравнении с IV кварталом на 7,1% до $1,7 млрд благодаря росту средней цены реализации товарной продукции российских сталепрокатных предприятий. Выручка российского стального сегмента в I квартале составила $1,59 млрд. Поддержали рост цен на стальную продукцию и продажи НЛМК — выручка компании в I квартале выросла на 10% до $2,16 млрд. По итогам полугодия компании еще не отчитывались.
Высокие цены на сталь поддерживались дорогим сырьем: коксующийся уголь в начале года бил рекорды, цена достигала $314 за тонну, железная руда поднималась до максимума с октября 2014 г. — около $60 за тонну. К маю сырье стремительно подешевело. Компании не снижали цены на стальную продукцию в России в надежде на восстановление цен на сырье и девальвацию рубля, поясняет аналитик БКС Олег Петропавловский. Но снизить цены все же пришлось. „Внутренние цены на горячий прокат снижаются, так как не смогли отыграть на падении мировых цен на сырье в отличие от цен на арматуру: более динамичное ценообразование на лом позволило рынку арматуры использовать снижение цен на сырье“, — добавляет аналитик АКРА Максим Худалов. Правда, дальше прокат в России дешеветь не будет, прогнозирует „Металл эксперт“. „Внутренние цены следуют за мировыми трендами, просто с некоторым отставанием“, — отметил представитель „Северстали“.
В то же время экспортные цены на продукцию российских металлургов растут: горячекатаный прокат за первую неделю июля подорожал на 4% до $468 за тонну, арматура — на 5,9% до $450 за тонну, а слябы (FOB Черное море) — на 4,7% до $403 за тонну. „В Китае стартовали выборы политбюро ЦК компартии, поэтому власти начали активно поддерживать экономику“, — объясняет Петропавловский. Катализатором изменения цен является Китай, согласен Худалов. Как пишет Reuters, в крупнейшей китайской сталелитейной провинции Хэбэй закроется 11,5 млн т устаревших мощностей, но отчасти это будет компенсировано расширением завода компании Shougang Jingtang Iron & Steel на 5,1 млн т.