новости на metcoal.ru: версия для печати
12.04.2019 Уголь колеблется в цене: главный груз дешевеет с начала года


Мировые цены на уголь в I квартале 2019 года упали по сравнению со средними значениями прошлого года, в частности стоимость одной тонны на азиатском рынке составляет $90 в среднем (против $103 в прошлом году), а на западном направлении из-за радикального снижения спроса цена одной тонны снизилась до $51. Неблагоприятная ценовая конъюнктура угрожает инвестиционным проектам угольных компаний, требующим финансовых вливаний, однако пока не оказала значительного негативного воздействия на погрузку твёрдого топлива по сети РЖД. Впрочем, эксперты отрасли считают, что к концу года уже можно ожидать возвращения цен на прежний уровень.

Начальник управления продаж Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД» Олег Полеев отметил, что на сегодняшний день тренд структуры объёмов перевозок не изменился.

«Объёмы грузов, предъявляемые к перевозке, несколько снизились, но не стали ниже физических возможностей компании, так что снижения объёмов перевозок в краткосрочной перспективе быть не должно. По оперативной информации, погрузка угля в начале апреля находится примерно на уровне прошлого года и есть перспектива роста в течение месяца. Если негативная ценовая конъюнктура продлится достаточно долго, можно ожидать снижения отгрузки угля в западном направлении. Но эту грузовую номенклатуру можно заменить чёрными металлами, удобрениями, контейнерными и наливными грузами», – подчеркнул представитель ЦФТО.

Заместитель директора по перспективному развитию и работе с федеральными органами АО «УК «Кузбассразрезуголь» Ирина Ольховская отметила, что текущая ситуация на мировом рынке угля характеризуется продолжительным и резким падением цен как на Северо-Западе, так и в меньшей степени на Дальнем Востоке.

«За прошедшую неделю индекс угля API2 CIF ARA (основной ценовой эталон, используемый в контрактах на поставку во внебиржевых контрактах в Северо-Западной Европе. – Ред.) потерял более $10 за тонну и достиг минимального уровня с июня 2016 года – $51,33 за тонну. Безусловно, при текущем высоком уровне транспортных затрат такое падение цены – в два раза по сравнению с сентябрём 2018 года – негативно сказалось на финансовом положении угольных компаний. Вопрос их устойчивости и рисков для бюджета уже обсуждается на уровне Минэкономразвития и администрации Кемеровской области. Из заявленных проектов угледобычи и сопряжённых портовых проектов под угрозой прежде всего новые мероприятия, реализация которых началась в последние полтора-два года, так как они требуют на данном этапе максимальных капиталовложений», – подчеркнула Ирина Ольховская.

По её словам, в долгосрочной перспективе (пять – семь лет) спрос на железнодорожные перевозки в адрес портов Дальнего Востока продолжит рост в основном из-за фактической готовности новых портовых мощностей.

Заместитель генерального директора по логистике АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Денис Илатовский рассказал «Гудку», что детальный прогноз по ценам на уголь на ближайшие годы давать сложно, но большинство отраслевых аналитиков сходятся на том, что потребление электроэнергии и угля имеет долгосрочную тенденцию к росту в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

При этом в Европе потребление угля будет сокращаться в соответствии с принятыми государственными программами целым рядом европейских стран (в частности, во Франции ещё в 2016 году принято решение о закрытии всех угольных электростанций в стране к 2023 году).

«СУЭК реализует свою программу развития, опираясь на долгосрочные прогнозы и оценки конъюнктуры, поэтому на фоне текущего падения цен компания не планирует каких-то существенных изменений. При сегодняшних ценах и спросе на уголь в Европе продажа твёрдого топлива из Кузбасса на экспорт в западном направлении становится нерентабельной, и это может повлечь снижение объёмов отгрузки. Однако пропорциональное наращивание объёмов отгрузки в направлении Дальнего Востока невозможно из-за нехватки провозных и пропускных мощностей. В долгосрочной перспективе удержание объёмов экспорта угля возможно после модернизация Восточного полигона, а в краткосрочной – необходимо снижение транспортных издержек при отгрузках в западном направлении, в том числе с помощью тарифных инструментов», – считает топ-менеджер СУЭК.

Исполняющий обязанности начальника управления стратегического развития АО «Первая грузовая компания» Максим Плужников напомнил, что история помнит более серьёзные падения мировых цен на уголь – до 60$ за тонну в 2015–2016 годах. Тогда периоды снижения длились около шести месяцев, но затем вновь сменялись ростом.

«Тогда это не оказывало сильного влияния на объёмы перевозок. Сейчас рынок также ещё не достиг своей критической отметки. Угольщики не хотят терять рынки сбыта, а поэтому будут до последнего сохранять количество перевозимого сырья по железной дороге. По нашим прогнозам, в ближайшие месяцы цены на уголь должны стабилизироваться, а к концу года возможен небольшой рост. Сложившаяся ситуация не должна сказаться на объёмах перевозок угля», – резюмировал Максим Плужников.

Эксперты назвали текущее снижение цен на уголь «ожидаемым явлением».

«Цены действительно снизились по сравнению с пиковыми значениями 2018 года, но находятся на вполне комфортном для российских компаний уровне около $90 за тонну по метрике FOB Newcastle (ценовой индекс, формируется в ходе торгов на электронной площадке Golden Coal, считается эталоном для азиатского рынка. – Ред.), – напомнил заместитель руководителя Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. – Развитие инфраструктуры, в первую очередь портовой и железнодорожной, – это длительные инвестиционные циклы, а поэтому отталкиваются не от текущих колебаний ценовой конъюнктуры, а от долгосрочных прогнозов спроса на мировом рынке и целей для угольной отрасли, поставленных руководством страны. Российский уголь является одним из наиболее конкурентоспособных по цене на мировом рынке, минимальная цена FOB (Free on board, франко-борт, обозначение условий поставки груза и определения стороны, на которую возлагаются расходы по транспортировке, и/или определения точки передачи ответственности за груз от продавца к покупателю. – Ред.) для большинства месторождений находится возле отметки $40 за тонну. Поэтому в обозримой перспективе динамика цен вряд ли будет как-то влиять на объёмы добычи и экспорта, а значит, и на объёмы перевозок на железнодорожном транспорте».

По мнению аналитика брокерской компании IFC Markets (компания обслуживает в том числе угольный сектор российской промышленности и его лидеров) Дмитрия Лукашова, главной причиной снижения цен на уголь стало сокращение его потребления в КНР и европейских странах, а также общее замедление темпов роста мировой экономики.

«Разбогатевший Китай сильно озаботился вопросами улучшения экологии и активно осуществляет переход с угля на природный газ в качестве топлива для электростанций, отопления и других целей. Китайский спрос на газ вырос в 2018 году на 18% и, как ожидается, возрастёт ещё на 14% в текущем году. Тем не менее я не ожидаю катастрофического снижения мировых цен на уголь. Если в 90-х годах его цена была в районе $25 за тонну, то начиная с 2000 годов, то есть в последние 20 лет, она не опускалась ниже $45 за тонну. С учётом накопленной инфляции по доллару падение мировых цен на уголь ниже этой отметки маловероятно», – уверен эксперт.

В то же время он не прогнозирует рисков сокращения отгрузки угля из российских портов, а также снижения объёмов перевозки твёрдого топлива по железной дороге.

«Рост производства может замедлиться, даже приостановиться на краткий период, но никак не сократиться. С 2011 по 2016 год мировая цена угля обвалилась в три раза. Это не помешало увеличить его добычу в России почти на 15%. Конечно, какие-то корректировки планов развития РЖД и угольных терминалов вполне возможны, но вряд ли они будут слишком радикальными. Я не исключаю возобновления роста мировых цен на уголь, когда Китай завершит переход с угля на природный газ. По моему мнению, основное увеличение спроса может быть сосредоточено в Индии, других странах Юго-Восточной Азии, а также в Латинской и Центральной Америке», – заключил Дмитрий Лукашов.