Под запрет ведомства попали колёса, выпущенные НТМК (ЕВРАЗ) в 2003–2006 годах, которые, по мнению ведомства, могут содержать дефекты. Всего нельзя эксплуатировать 0,15% от общего числа колёс на сети РЖД, а значит, на рынке запчастей этот запрет никак не скажется. Однако ситуация гораздо серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд: в России отсутствует процедура изъятия из эксплуатации колёс с истёкшими сроками службы. И предпринятые контролирующим ведомством меры эту проблему не решат.
Виной двух сходов ПС, произошедших с паузой ровно в год, в феврале 2018 и 2019 гг., стали изломы цельнокатаных колёс (ЦКК), изготовленных НТМК в период с апреля 2003 года по январь 2006 года. По данным металлографической экспертизы разрушение колёс случилось из-за трещин, появлявшихся в складках на внутренней поверхности дисков. Ссылаясь на экспертизу, Ространснадзор издал предостережение, запрещающее эксплуатацию колёс, произведённых НТМК в тот период.
НТМК, как производитель, не несёт ответственности за эксплуатацию колёс с истёкшим сроком службы.
Связывался ли Ространснадзор с производителем, продукция которого попала под запрет, нам не известно: на официальный запрос vgudok.com оперативно в ведомстве не ответили. А вот в ЕВРАЗе нам пояснили, что экспертиза, на которую ссылается ведомство, лишь выявила наличие складок — концентраторов напряжения в колесе. И это не является признаком нарушения действовавшей технологии и тем более норм безопасности.
Причём, в разговоре с нашим корреспондетом в холдинге особо подчеркнули: «Начиная с 2005 года возникновение подобных концентраторов в колесах, выпускаемых НТМК, вообще невозможно в связи с переходом на технологию полнопрофильной обработки колёс».
По мнению другого эксперта, появление трещин в напряжённых местах колёс вполне возможно связано с усталостью металла, тем более, что они уже выработали свой срок службы, и по хорошему их следовало давным-давно заменить, не доводя ситуацию до ЧП. НТМК, как производитель, не несёт ответственности за эксплуатацию колёс с истёкшим сроком службы, поскольку далее наступает ответственность собственника ПС, который должен прекратить эксплуатацию, отметили в ЕВРАЗе. И добавили, что предостережение Ространснадзора, по сути, нужно для запуска механизма изъятия из эксплуатации колёс с истёкшими сроками службы (12 лет).
Получается, что сегодня в стране отсутствует установленная государством процедура изъятия превысившей пределы годности продукции. И, как мы опасаемся, это касается не только колёс. Собственники подвижного состава, похоже, по вполне понятным причинам, стараются использовать свой инвентарь максимально дольше. В этой ситуации такой «запуск» механизма, когда запрещается эксплуатация колёс одного производителя, к тому же в узких временных рамках, особого эффекта не принесёт.
Если собственники не проверят свой парк, согласно предписанию, это придётся делать вагонникам РЖД.
Кстати, ЕВРАЗ нам сообщил, что срок службы колёс НТМК составляет 12 лет. Мы уже отмечали, что, по словам директора по продажам железнодорожных колёс ВМЗ Дмитрия Цхе, срок службы колёс другого крупнейшего производителя вообще составляет 5-6 лет.
Число попавших под запрет колёс в эксплуатации может составлять порядка 6 тыс. штук. При этом всего на сети раскатывает свыше 4 млн таких колёс. Как мы выяснили, знаки и клейма, указывающие номер предприятия, месяц и год производства и т.д., наносят на наружную грань обода ЦКК. И если собственники вагонов не постараются проверить свой парк, согласно предписанию Ространснадзора, то это придётся делать вагонникам РЖД. А дальше… неминуемо возрастёт время обработки составов на станциях, поскольку простым обстукиванием и осмотром ходовых частей вагонникам не обойтись, им придётся всматриваться в каждое колесо в поисках клейма. И вот тогда нам уже придётся оперировать совершенно другими цифрами: временем оборота вагонов на сети, к примеру. И вот этот показатель начнёт меняться отнюдь не в сторону сокращения.