Когда фанфарами и литаврами гремят подобные цифры, вспоминается поговорка «обещать не значит жениться». Заявлять не значит сделать. Откуда у инвестора такие средства? На проекте и так немало долгов. Однако отметим, что немногие ожидали, что Эльга выдаст в 2018-м году 5 млн тонн. И поэтому цифра в 7 млн тонн, которую новые владельцы месторождения собираются выдать к осени 2020 года, не выглядит фантастичной.
Простая арифметика убеждает в том, что инвесторы собираются вкладывать прибыль, если и прибегая к заёмным средствам, то в небольших объёмах. Хотя в последние три месяца цена на коксующиеся угли шла вниз, фьючерсы (особенно на австралийский уголь) демонстрируют оптимизм. Видимо, этот оптимизм также свойственен и Альберту Авдоляну.
Впоследствии мощность доведут до 45 млн тонн на входе и более 30 млн тонн готового концентрата.
По нашим оценкам, при текущем уровне цен Эльга генерирует 350–400 млн долларов прибыли в год. Увеличение добычи до 7 млн тонн даёт цифру в 500–520 млн долларов. Эти деньги, вложенные в строительство горно-обогатительного комбината, общая мощность переработки которого составит 32 млн тонн угля в год, увеличивают доходы в прогрессии. Каждый эшелон концентрата увеличивает доходную маржу, ибо цена становится выше, а транспортные расходы остаются прежними. На первом этапе планируется на выходе получить более 22 млн тонн готовой продукции. Впоследствии мощность доведут до 45 млн тонн на входе и более 30 млн тонн готового концентрата. «Завершение строительства первого этапа ГОК планируется в III квартале 2021 года», — следует из программы развития комплекса.
Пока Эльгу соединяет с железнодорожной сетью однопутная дорога. К 2023 году планируется увеличить объём добычи угля до 45 млн тонн в год, расширить провозную способность железнодорожного пути Эльга — Улак длиной 321 км до 30 млн тонн ежегодно. Пока пропускная способность оценивается в 25 млн тонн. Кроме того, компания анонсирует возведение собственных перевалочных мощностей в акватории порта Ванино.
Всё выглядит чертовски красиво. Только очень дорого и сложно. Даже с учётом прихода на Эльгу Александра Исаева, который, мягко говоря, не новичок в угольном бизнесе, «А-проперти» не выглядит, как компания, которой подобные проекты по плечу и в кадровом, и в финансовом аспекте. Почему у недавно пришедшего Авдоляна должно получиться то, что не получилось у Зюзина? Бизнес-план смотрится, как снежный ком доходов, но при этом никто не ожидает «чёрных лебедей». А ведь помимо всего вышеперечисленного, есть ещё планы по развитию порта «Вера». И есть проблема пропускной способности подъездных путей к дальневосточным портам. Как они переварят дополнительные 30 млн тонн — большой вопрос.
Сам факт анонсирования масштабных намерений — уже начало их реализации.
Но одновременно и начало road-show. Не скроем, что вся конструкция выглядит стройно и привлекательно. А если добыча будет расти одновременно с ценой на коксующиеся угли, то бизнес-проект вообще становится сопоставим по окупаемости с бизнесом по легальному (а то и нелегальному) выращиванию марихуаны. Ведь цена долго держалась на уровне 200 долларов за тонну (угля, а не «травки»), а не так давно составляла и 300 долларов за тонну. После «пандемийного» кризиса логично ожидать повышенного спроса на сталь и, как следствие, на коксующиеся угли.
Всё это заставляет думать, что у группы «А-проперти» есть два плана на будущее. И оба оптимистичные. Первый: сделать всё гладко, как на бумаге, и качать деньги, уподобляясь арабским шейхам. Второй: начать делать и продать проект по дороге профильному инвестору, зафиксировав прибыль. Хуже, если есть третий план: прибыль от проекта направлять куда-нибудь, а строить на то, что остаётся.