Министр энергетики выступил в издании «Энергетическая политика» с программной статьей «Угольная промышленность России: история на века». Становится понятно, что если губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв занял позицию главного лоббиста, то Александр Новак укрепился на должности главного идеолога.
Базовый документ — Программа развития угольной промышленности России до 2035 года, которая была утверждена правительством в июне 2020 года. И если отбросить исторические воспоминания, то цели таковы:
«Мы сформировали два сценария развития отрасли — консервативный и оптимистический. При консервативном варианте мы исходим из возможной стагнации объемов потребления угля в отечественной электроэнергетике (на уровне 87 млн тонн), минимального уровня прогнозируемых цен на международном рынке энергетических углей. При таком развитии событий добыча угля в 2035 году вырастет до 485 млн тонн.
Оптимистический же вариант предусматривает рост объемов добычи до 668 млн тонн в 2035 году.
Он будет реализован при максимальных объемах потребления угля в отечественной электроэнергетике, определенных Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (120 млн тонн), и при благоприятной конъюнктуре цен на энергетические угли. На практике же наиболее вероятным вариантом станет достижение средних значений между этими показателями…
При этом продолжится рост международной торговли. По оценке многих мировых аналитических агентств, общая международная торговля углем вырастет на 5–13% (с 1,45 млрд тонн в 2019 году до 1,52–1,64 млрд тонн в 2035 году). Причем перспективы ее роста связаны, в первую очередь, с растущим (4-5% в год) рынком стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на который приходится почти 80 % всей международной торговли углем, в 1980 году этот показатель составлял 26%.
В последующие 10 лет спрос на импортный уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе может вырасти более чем на 150 млн тонн. Особенно быстрые темпы будут наблюдаться в Индии, Вьетнаме, Пакистане, Бангладеш, Филиппинах, Таиланде и в других странах Юго-Восточной Азии. Увеличение спроса будет также происходить в странах Африки и на Ближнем Востоке. Это требует создания условий, прежде всего инфраструктурных, для доставки российского угля на растущие рынки.
В новой программе мы предусмотрели рост экспортного потока в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона со 100 млн тонн в 2018 году до 237–252 млн тонн в 2035 году, то есть в 2,5 раза. Общий объем экспорта в 2035 году составит 259 млн тонн в консервативном сценарии и почти 392 млн тонн — в оптимистическом сценарии. Экспорт российского угля в 2019 году составил 220 млн т (на 10 млн тонн больше к уровню 2018 года).
Подчеркну, что для реализации обоих сценариев необходимо безусловное выполнение намеченных планов РЖД по перевозкам угля в восточном направлении, особенно в период 2020–2025 годов. Также рассчитываем на неизменность принципов долгосрочного тарифообразования. В результате снятия системных ограничений при транспортировке угольных грузов, доля экспортных потоков угля на рынки стран АТР с сегодняшних 50% увеличится до 75%», — пишет Александр Новак.
Такие планы министра энергетики должны внушать оптимизм операторам, которым предстоит перетащить эти огромные объёмы до портов и ТЭЦ, машиностроителям, так как спрос на тягу должен капитально вырасти, вагоностроителям и всем, всем, всем. Тем более что амбициозные планы озвучиваются в тот момент, когда из-за ковидного промышленного спада производство, потребление и экспорт угля из России сокращаются.
Конфликт отягощается тем, что угольная отрасль полностью приватизирована, а вот РЖД является госмонополией.
Не хочется обвинять министра в волюнтаризме из-за того, что он видит будущее в светлых тонах, но создаётся впечатление, что завышенные прогнозы — это способ давления на деловых партнёров. Да, сегодня у основного транспортного партнёра угольной отрасли не лучшая репутация. С РЖД приходится работать по принципу, «хочешь мира — готовься к войне». То есть, несмотря ни на что, конфликтные ситуации возникать будут, хоть развитие пойдёт по пессимистичному варианту, хоть по оптимистичному. Но и железнодорожников можно понять. Новак даёт разброс в 183 млн тонн. Недавно vgudok.com писал, что сотни миллионов тонн грозятся подбросить торговцы зерном. Обязательно вырастет производство удобрений. И по какому варианту готовиться решать проблемы в РЖД? А если будет недобор в сотни или даже десятки миллионов тонн, то кто за это ответит?
Оппоненты имеют право возразить, что пока РЖД всегда отстают. Действительно реконструкция железнодорожной инфраструктуры сорвана по срокам. Эксперты скептически оценивают возможности железнодорожников в 5 лет наверстать упущенное и завершить модернизацию. Но в результате транспортная отрасль попадает под непрерывный прессинг. Вместо слаженного концерта разных отраслей получается столкновение корпоративных эгоизмов. В нашем случае этот конфликт отягощается тем, что угольная отрасль полностью приватизирована, а вот РЖД является госмонополией. Отсутствие сопряжения стратегий может привести к разбалансировке по всему спектру стратегических планов в экономике. И может так сложиться, что через 10 лет будет бесполезно искать виноватых в неразумном распределении ресурсов и невыполнении программ — виноватой окажется система, которая генерирует миллионнотонные «люфты», что полностью девальвирует сам принцип экономического планирования.
«По итогам 2019 года добыча угля в России достигла рекордных значений и превысила 440 млн тонн, но с начала 2020 года наблюдается снижение основных производственных показателей. По итогам II квартала 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года поставки угля на внутренний рынок снизились на 11,6%, на экспорт — на 5,6%. Следствием сокращения спроса явилось снижение мировых цен на уголь, в частности, средняя цена на энергетический уголь в I квартале текущего года по сравнению с прошлым годом упала на 10% (с 63 долларов до 57 долларов за тонну). Некоторые угледобывающие компании вынуждены снижать объемы добычи, чтобы реализовать переполненные складские запасы. Вследствие этого объем добычи по итогам II квартала снизился на 9,6% к прошлому году», — сообщает министр Новак.
Стоимость транспорта остаётся чуть ли не базовым показателем для угольной отрасли. «Больше всего сократили производство угледобывающие регионы, расположенные далеко от портов и пограничных переходов, прежде всего Кузбасс. В то же время Забайкальский край, Республика Хакасия, Хабаровский край, Сахалинская область, то есть области, расположенные ближе к границе, смогли даже нарастить объёмы добычи», — говорится в статье Новака. Отметим, что министр также указал на необходимость долгосрочного ценообразования на железной дороге, не останавливаясь на этом более подробно.
А зря. Потому что декларируемый сегодня принцип кросс-субсидирования должен отойти в прошлое. И очевидно, что в РЖД к этому готовятся, однако не рассекречивают свою методику расчёта рентабельности угольных перевозок. У многих экспертов уже сейчас складывается впечатление, что, несмотря на разговоры об убытках, уголь приносит скромную, небольшую копейку в прибыль госмонополии. Однако железнодорожникам придётся раскрыть карты, когда принцип кросс-субсидирования (а это, вероятнее всего, неизбежно с учётом разработки новой модели тарифообразования с 2025 года) изживёт себя. Тогда либо убыточность угледобычи, либо убыточность перевозок придётся компенсировать за счёт госсубсидий. Вероятность такого варианта Новак предусмотрел:
«Если прогнозировать среднегодовые значения, потребление угля на внутреннем рынке в 2020 году в целом может снизиться в пределах от 4 до 12%. Постепенное восстановление спроса с небольшим ростом мы можем увидеть уже в IV квартале.
Экспорт российского угля в текущем году может сократиться в диапазоне от 10% до 22% в основном за счет западного направления.
В этой связи мы находимся в режиме непрерывного анализа различных сценариев развития ситуации в угольной отрасли и готовы к ответным мерам. В частности, у нас уже сформирован перечень системообразующих предприятий ТЭК, куда вошли и угольные компании. При необходимости, отрасли в целом и конкретным предприятиям в частности могут оказываться меры государственной поддержки».
Несмотря на деловой и крайне содержательный характер программного выступления министра энергетики, в нём Александр Новак фактически ни за что не взял за себя ответственность. Он рассказал, что цели разные, и министерство готово реагировать на любое развитие ситуации. Статья не превратилась в общие слова только потому, что здесь озвучены амбициозные планы. Но вот насколько они близки к реальности, не знает и сам автор. Честно говоря, как журналисты, мы его понимаем. Ведь Новак не знает, будем ли мы присоединять Белоруссию, как пройдут выборы в Америке, что решит коммунистическая партия Китая и какие выкрутасы позволят себе австралийские «зелёные».
В статье, которую министр на самом деле только прочитал и подписал, его помощники не стали акцентировать внимание на том, что проблемы с Китаем уже начинаются. Для поддержки собственных производителей паршивого угля Пекин ввёл новые требования по качеству российской продукции. Сейчас из-за ограничений приёма со стороны КНР на подходах к приграничным станциям простаивает большое количество вагонов с углём. Из-за скопления поездов ОАО «РЖД» было вынуждено ввести конвенционный запрет на погрузку угля в направлении станции Камышовая с 11 по 20 августа. «Прием грузов китайской стороной проводится на уровне порядка 50% от нормативных параметров», — констатируют в РЖД. А ведь проблемы на китайском направлении возникли ещё до разгара пандемических ограничений и спада, сразу после Нового года.
От таких расплывчатых прогнозов никому не легче. К сожалению, уголь, хотя и находится на 5-м месте по экспортным доходам России, всё время остаётся в тени нефти и газа. На Российской энергетической неделе новости, которые генерируют «Газпром» и «Роснефть», отодвигают в сторону проблемы угольной отрасли. Назрела необходимость посадить всех заинтересованных лиц за один стол и спросить, как вы видите будущее? И кому к чему готовиться? Катиться по накатанной колее проще, но пора отвыкать от острых ощущений, которые нам на 90 процентов гарантирует статья министра энергетики.