Цены на коксующийся уголь в Китае после резкого роста в сентябре с $110 до $140 за тонну могут сохраниться на этом уровне до конца года, ожидают в ММК. Эти прогнозы поддерживаются как закупками крупных трейдеров, так и предстоящим сезоном дождей в Австралии, который может замедлить отгрузки местного угля. Благодаря ослаблению рубля текущий уровень цен на коксующийся уголь обеспечивает безубыточность практически всем российским игрокам
.
В декабре 2020 года цены на рынке коксующегося угля в Китае, который является важнейшим для российских экспортеров, могут установиться на уровне $138–140 за тонну, говорится в обзоре рынка металлургического сырья, который был подготовлен ММК (есть у „Ъ“). При отсутствии форс-мажорных обстоятельств в Австралии и в условиях снижения спроса со стороны Китая в октябре—ноябре средние значения премиальных сортов останутся на уровне $130–132 за тонну, говорится в обзоре.
В этом году российские экспортеры коксующихся углей столкнулись с сильным падением спроса на фоне пандемии. Спотовые цены во втором квартале снизились до $100–120 за тонну против $150–160 за тонну в первом квартале. Как результат, угольные компании России начали снижать темпы добычи.
Как пишут аналитики ММК, в сентябре спотовые индексы марок коксующегося угля резко выросли, продолжив тенденцию конца августа.
Если в августе было небольшое повышение цен со стороны индийских покупателей, то в сентябре наибольшую активность проявили китайские потребители, поняв, что в конце 2020 года—начале 2021 года индексы, скорее всего, будут выше, чем в начале сентября. Таким образом, индекс премиальных сортов за сентябрь вырос с $110 до $140 за тонну на условиях FOB.
Уровень $140 за тонну не отвечал бы ожиданиям российских угольных компаний, если бы не девальвация рубля. Исполнительный директор ЦЭП Газпромбанка Айрат Халиков отмечает, что цена $150 за тонну традиционно позволяла не только покрывать себестоимость экспорта коксующегося угля, но и обслуживать кредиты на новых проектах по добыче. В этом году девальвация рубля и снижение расходов на перевозку по железной дороге и перевалку в портах снизили уровень безубыточности российских экспортеров до $120–130 за тонну.
Гендиректор «Мечела» Олег Коржов говорил в интервью „Ъ“, что для компании комфортный уровень цен на коксующийся уголь находится в пределах $150–160 за тонну с учетом всех финансовых обязательств и дальнейших планов по развитию производства (см. „Ъ“ от 20 октября). В условиях низких рыночных цен EBITDA добывающего сегмента компании упала в первом полугодии на 43%, до 13,3 млрд руб. Представитель «Мечела» уточнил „Ъ“, что финансовый результат компании зависит не только от цен на уголь, поэтому некорректно было бы говорить, при какой стоимости угля она становится убыточной. Максим Худалов из АКРА отмечает, что уровень цен на коксующийся уголь $150–160 за тонну устроил бы всю угольную промышленность России, включая игроков с максимальными расходами.
Сейчас начнется контрактация угля по квотам Китая. Это, как правило, к концу года дает ценам положительный толчок
Менеджеры Evraz в ходе телефонной конференции с инвесторами 29 октября говорили, что цена на коксующийся уголь в четвертом квартале 2020 года будет на уровне $120 за тонну. Но в первом квартале 2021 года она может вырасти на фоне истощения складских запасов потребителей и возможных перебоев с поставками из Австралии в сезон дождей. Выручка входящей в Evraz «Распадской» по итогам первого полугодия снизилась на 41%, до $333 млн, год к году на фоне снижения цен. Компания сообщала, что в тот момент цена на уголь марки ГЖ (FCA Россия) снизилась на 29% год к году, до $77 за тонну. В другом крупном экспортере коксующихся углей, «Колмаре», отказались от комментариев.
Максим Худалов напоминает, что китайские котировки на коксующийся уголь задают уровень цен во всей Азии, при этом они традиционно выше, чем на других рынках. По мнению эксперта, цены на коксующийся уголь вряд ли серьезно снизятся в ближайшие месяцы, учитывая наступление сезона дождей в Австралии. Ожидаются дожди сильнее обычных, добавляет он, что может вызывать локальные перебои в работе портов.