новости на metcoal.ru: версия для печати
19.02.2021 Вывоз дальневосточного угля потребует «сверхбюджета»


ОАО «РЖД» по поручению вице-премьера РФ Юрия Трутнева оценило, сколько средств потребуется для вывоза с новых месторождений Дальневосточного федерального округа заявленного объема угля, сообщает «Коммерсантъ». В частности, один из вариантов – сократить квоту Кузбасса и дать преференции грузоотправителям с Дальнего Востока. Это по подсчетам РЖД позволит вывезти порядка 57млн тонн угля.

История вопроса РЖД «загрузила» Восточный полигон с плюсом Инвестпрограмма РЖД «похудела» на четверть Развитие Восточного полигона хотят приравнять к Олимпиаде в Сочи. На законодательном уровне По подсчетам монополии, для вывоза всего заявленного угля с Дальнего Востока, нужно 700 млрд рублей сверх плана для развития железнодорожного участка «Тында-Ванино». Для привлечения дополнительных средств РЖД предлагают ряд решений: от инвестиционных тарифов до концессий. Однако эксперты называют завышенными оценки и потенциального роста объема перевозок угля, и масштабов необходимых работ. Как отмечают в монополии, сейчас в базе второго этапа развития Восточного полигона учтено только 13,4 млн тонн грузов с Эльгинского месторождения с 2025 года, хотя производителем заявлены 30 млн тонн с 2025 года и 50 млн тонн в 2030-х годах. Месторождение принадлежит «А-Проперти» Альберта Авдоляна. Объемы Сугодинско-Огоджинского месторождения, заявленные на уровне 20 млн тонн в 2025–2030 годах, не учтены в планах по Восточному полигону вообще. Этот разрез принадлежит на четверть «Ростеху», а еще на 75% – компании Екатерины Лапшиной, ранее управлявшей активами Альберта Авдоляна и его партнера Сергея Адоньева. Таким образом, по оценке РЖД, дополнительные объемы угля с месторождений ДФО, не учтенные в имеющихся планах развития Восточного полигона до 2024 года, могут достичь 56,6 млн тонн. Для вывоза этого угля монополия предлагает построить 956 км дополнительных главных путей на участке БАМа «Тында-Комсомольск-Ванино» и электрифицировать 1 700 км трассы. Также предусмотрено строительство моста через Амур и нового Кузнецовского тоннеля. Эти мероприятия, по расчетам ОАО «РЖД», обойдутся в 700 млрд рублей без учета внешнего энергоснабжения участка «Тында-Комсомольск» и потенциальной потребности в развитии портов Ванино-Совгаванского узла. При строительстве первого этапа Восточного полигона предполагалось, что будет меньше грузов из Кузбасса, а больше – с дальневосточных месторождений. Тогда перевозка угля из Кузбасса сократится до 39,5 млн тонн (ОАО РЖД уже предлагало сократить ее на 11 млн тонн, до 42 млн тонн). Однако это позволит дополнительно вывезти лишь 16,6 млн тонн с Эльги, а вывоз с Огоджи обеспечен не будет. Также монополия предлагает отдать приоритет грузоотправителям ДФО при распределении дефицитных мощностей Восточного полигона. ОАО «РЖД» уже обратилось в Минтранс с предложением корректировок. В частности, введения приоритета для коксующегося угля и продукции малого бизнеса. В Минтрансе решение по этим предложениям пока не приняли. Лишних 700 млрд рублей в долгосрочной инвестпрограмме РЖД нет. Эта сумма лишь немногим уступает инвестициям во второй этап развития Восточного полигона. Для того чтобы ее собрать, монополия предлагает целый ряд мер. Например, предоставление льготы по налогу на имущество, введение на участке «Тында-Ванино» условия ship-or-pay, дополнительного инвестиционного тарифа в 0,25 рубля за тонно-км с 2026 года (сейчас порядка 0,38 руб.), привлечение частных инвесторов к выкупу вечных бондов РЖД, а также использование обсуждаемого сейчас механизма дальневосточной концессии. Она, объяснял в январе глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, отличается от стандартной тем, что расходы по процентам, которые несет государство, перекладываются на бенефициаров инфраструктуры в виде инфраструктурного сбора, который те начинают платить, после того как объект запустится. Напомним, что холодной зимой 2021 года российские экспортеры угля существенно увеличили прибыльность своего бизнеса из-за сочетания высоких цен на энергетический уголь и снизившихся затрат на железнодорожную транспортировку. LR

Подробнее: https://logirus.ru/news/infrastructure/vyvoz_dalnevostochnogo_uglya_potrebuet_-sverkhbyudzheta.html


Источник:   https://logirus.ru