Поднебесная в очередной раз громко, на весь мир, заявила о замене угля на чистую генерацию. Правда, сроки увеличила, чтобы не торопиться, наверное. КНР так стремится достичь углеродной нейтральности, что везет пыльное топливо даже из Монголии.
Ближе к делу. В середине апреля 2021 года генеральный секретарь коммунистической партии Китая Си Цзиньпин заявил о замене почти 600 действующих угольных электростанций на чистую энергию в ближайшие 10 лет. За счет этого правительство страны хочет достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
Лондонская финансовая аналитическая компания Transition zero тут же подсчитала: замена 364 гигаватт угольной генерации на возобновляемую энергию сэкономит $1,6 триллионов.
Если это все же произойдет, жители промышленных центров наконец-то смогу вздохнуть полной грудью без специальных средств защиты. С экологией там настолько плохо, что пыль доходит даже до Южной Кореи. Пример 2019 года, когда углеродные отходы с угольных предприятий доносило и до страны утренней свежести. Местное правительство ввело масочный режим на все три месяца лета, граждане регулярно ходили в поликлинику, чтобы пройти лечение и закупали устройства для очистки воздуха в помещениях и салонах автомобилей.
В 2020 году выбросы углерода в Китае достигли почти 15 миллиардов тонн (столько же за год углерода в атмосферу выбрасывают 180 стран вместе взятые).
В разгар эпидемии коронавируса ситуация с экологией улучшилась, но когда Поднебесная стала наращивать производство, специальные маски понадобились вновь. Возникает логичный вопрос, а действительно ли Китай намерен переходить на «зеленую» энергию? Или в очередной раз кидает слова на ветер?
Угольная игла
Правительство Китая заявляло о переходе на возобновляемую энергию еще в октябре 2013 года. К 2015 году планировали заменить угольные электростанции газовыми. А воз и ныне там. КНР и сейчас продолжает инвестировать в «грязное» топливо вопреки своим же словам. Правда, уже с оговоркой, уголь должен быть качественным. И главное, дешевым (большинство предприятий страны функционируют за счет угольной энергии, с февраля 2021 года в Поднебесной даже появилась специальная система торговли квотами на выброс углерода).
Топливо в Китай везут со всего мира: США, Канада, Россия, Монголия, Индонезия, ранее еще и Австралия. Борьба за рынок Поднебесной разворачивается нешуточная. Страны стремятся всеми правдами и неправдами увечить поставки коксующегося угля в КНР.
Российский уголь
До 2020 года у России в руках был карт-бланш на полезные ископаемые. Российский уголь занимал приоритетные позиции. Вот только подул ветер перемен, и за март 2021 года Китай дважды отказывался принимать наши поезда с полезным ископаемым якобы «из-за эпидемии». Но по факту из-за качества и стоимости угля. На границе с Манчжурией возникли заторы.
Пекин требовал отправлять грузы в контейнерах и обязал к дополнительной санобработке, российским сертификатам перестали доверять. В итоге, количество отправляемого топлива снизилось на 50%. РЖД ежедневно терпит убытки от таких поставок (в очереди стоят 70 поездов), а правительство России разводит руками. Отдавать-то контракты на уголь западным странам не хочется, поэтому сжимаем зубы покрепче и молча исполняем указания Поднебесной.
Перейдет ли Китай на «зеленую» энергию, заключая все новые и новые контракты на уголь? Вряд ли. А значит и улучшение экологической ситуации ждать не приходится. Одно можем прогнозировать точно, поставки угля из России сократятся.