Правительство поручило рассмотреть продление лицензий АЕОН Романа Троценко на угольные месторождения в северо-западной части Таймырского бассейна. Их бизнесмен приобрел у наследников Дмитрия Босова и его бизнес-партнера Александра Исаева. Троценко планирует вложить в месторождения 33 млрд рублей с целью добывать там 10 млн тонн угля ежегодно
Вице-премьер Юрий Трутнев поручил Минприроды рассмотреть продление лицензий АЕОН миллиардера Романа Троценко F 63 на геологическое изучение месторождений угля на Лемберовской площади на Таймыре. Эти лицензии Троценко приобрел у наследников Дмитрия Босова F 86и его бизнес-партера Александра Исаева. AEON намерена добывать на Таймыре 10 млн тонн угля в год, эти проекты важны для загрузки Северного морского пути, пишет «Коммерсантъ».
Газета ссылается на протокол совещания у вице-премьера Трутнева, которое состоялось в апреле. Документ был опубликован в телеграм-канале «Зеленый змий», его подлинность подтвердил собеседник, знакомый с обсуждением. Юрий Трутнев, согласно протоколу, поручил Росприроднадзору и Ростехнадзору вместе с АЕОН договориться о поэтапном погашении задолженности по экологическим штрафам Арктической горной компании. Они был назначены при прежних собственниках. Задолженность, по данным газеты, составляет 600 млн рублей. Представитель вице-премьера рассказал газете, что угольный проект учитывался при расчете грузопотока Северного морского пути. Он, согласно поручению президента Владимира Путина, должен вырасти до 80 млн тонн к 2024 году. «Трагическая гибель собственника компании привела к сложностям и дестабилизации проекта. Учитывая значимость проекта для обеспечения выполнения поручения главы государства, было принято решение принять меры по поддержке», — сказал представитель Трутнева.
В Минприроды газете пояснили, что продление лицензий рассматривается по заявке недропользователей. Такие заявки в министерство пока не поступили, но там готовы их рассмотреть «с учетом необходимости выполнения задачи по увеличению грузопотока Северного морского пути». По майскому указу президента Владимира Путина, грузопоток по Севморпути к 2024 году должен увеличиться до 80 млн тонн. По итогам 2020 года по нему было поставлено 33 млн т преимущественно нефти, сжиженного природного газа и металлов «Норильского никеля». Уголь по этому маршруту пока не поставляется.
Миллиардер Троценко закажет 28 судов на $1,4 млрд для вывоза угля из Арктики
Корпорация AEON Романа Троценко занимается разработкой Сырадасайского каменноугольного месторождения (проект «Северная звезда»). В 2021 году на месторождении планируется получить первые 300 000 тонн угля, в 2022 году — 1,25 млн тонн угля и производить 900 000 тонн угольного концентрата. На полную мощность — 10 млн тонн угля и 7 млн тонн концентрата — производство выйдет в 2026 году. Инвестиции составят 40 млрд рублей, говорилось в презентации проекта. Троценко купил у Дмитрия Босова и Александра Исаева проект по добыче на Лемберовской площади (лицензии принадлежат Арктической горной компании и «ВУ-Диксон»). После смерти Босова его наследники получили в обмен на его долю 50% в проекте «Печора СПГ» (впоследствии продан Виталию Южилину), а Александр Исаев — $100 млн. Инвестиции в проект до 2024 года составят 33 млрд рублей, добыча начнется в этом году, с 2023 года по 2031 год она должна вырасти с 1 млн тонн до 10 млн тонн.
Роман Троценко планирует инвестировать 200 млрд рублей в проекты в Арктике
Оба таймырских угольных проекта претендуют на софинансирование от государства в части создания инфраструктуры. Это 7,6 млрд рублей для «Северной звезды» и 6,9 млрд рублей для Лемберовской площади. Проекты просят обнулить им НДПИ на 12 лет с начала добычи и предоставить льготное финансирование от Фонда развития Дальнего Востока и Арктики совокупно на 15 млрд рублей. По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, добывающие мощности Лемберовской площади уже снижались с 30 млн тонн годовой добычи до 19 млн тонн. Он отметил, что окупаемость проекта будет небыстрой, особенно на фоне ухудшения перспектив угля как топлива для выработки электроэнергии. «Можно ожидать, что проект окупится не ранее чем через десять лет после выхода на полную мощность. Цены при этом должны обеспечивать компании около $8–10 за тонну, что не выглядит сверхоптимистично, учитывая отсутствие дорогостоящего железнодорожного плеча у продукции на Таймыре», — сказал эксперт.