В мае-июне ОАО «РЖД» отмечает заметный рост объема отгрузки угля в порты Северо-Западного региона. В конце прошлого года перевозки угля в этом направлении находились на минимальных показателях. Мировой рост цен на уголь привел к резкому увеличению экспорта этого вида топлива из России.
По данным ОАО «РЖД», за пять месяцев было отгружено 76,4 млн тонн угля, что на 16,1% больше, чем годом ранее. В ближайшие месяцы благодаря благоприятной конъюнктуре уголь будет оставаться одним из основных драйверов роста погрузки на сети ОАО «РЖД».
Тенденция роста погрузки угля в порты для отправки на экспорт наметилась ещё в первые месяцы 2021 года. С тех пор положительная динамика сохраняется. На майском брифинге генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров отмечал, что большие отгрузки идут как на восток, так и по южному и западному направлениям.
Как сообщают в ОАО «РЖД», в январе — мае в порты Дальнего Востока отправили 41,2 млн тонн угля (на 8,9% больше, чем за аналогичный период 2020 года), в порты на Юге России - свыше 11,5 млн тонн (в 1,8 раза больше, чем годом ранее), а в порты Северо-Запада — 23,7 млн тонн (прирост на 11,1% к уровню 2020 года).
В операторском сообществе отметили, что в мае, когда ОАО «РЖД» установило рекорд суточной погрузки, именно уголь продемонстрировал наилучшие результаты. «Его среднесуточная погрузка на сети выросла на 18% и составила 154 тыс. тонн. Это связано с отказом Китая закупать сырьё в Австралии. Китайские компании перешли на продукцию российских поставщиков. Кроме того, в мае сохранились перевозки угля в направлении стран Европы», — отметила начальник отдела оперативного маркетинга ПАО «Первая грузовая компания» Екатерина Агапова.
Такие показатели аналитики связывают с повышением цен на уголь на мировых рынках, что в свою очередь обусловлено повышением спроса на сырьё как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в Европе. Так, в странах ЕС вопреки прогнозам и заявленному курсу на снижение потребления угля, напротив, вынужденно стали потреблять его больше из-за холодных температур, установившихся зимой. Как следует из аналитического отчёта Современного аналитического агентства (CAA), повышение спроса на это топливо в Европе привело к сокращению запасов на терминалах ARA (Амстердам – Роттердам - Антверпен) до почти пятилетнего минимума. Рынок незамедлительно отреагировал на сложившуюся ситуацию скачком цен.
«Драйвером роста отгрузок угля на западном направлении стал значительный рост цен в Европе, а также в северо-западных портах России. Поставщики угля, ранее сфокусированные на экспорте через дальневосточные порты, где цены и спрос традиционно выше, снова готовы отгружать уголь европейским, турецким, североафриканским и ближневосточным покупателям», — прокомментировал «Гудку» старший корреспондент международного ценового агентства Argus Александр Махлай.
Так, по его словам, средние цены на базисе FOB «Балтика» достигли $63,02/т в январе — мае, что на 36.5% выше средней цены за аналогичный период предыдущего года. Европейский индекс API 2 за тот же период вырос на 56,8%, до $71,89/т (cif Амстердам — Роттердам — Антверпен). «При этом рост цен продолжился и в начале июня, достигнув многолетних максимумов. Стоит отметить, что многие российские экспортёры угля уже распродали основные спотовые объёмы на июнь, июль и, частично, август», - говорит Александр Махлай.
Основными потребителями российского угля остаются страны АТР, причём рост объёмов поставок продолжается и потолок, по мнению аналитиков, ещё не достигнут. По данным Argus, в I квартале 2021 года импорт российского угля в Китай вырос почти на 44%, на Тайвань — на 55% по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона растёт интерес к альтернативным маршрутам — в частности, через порты Северо-Запада, считает генеральный директор Национальной угольной ассоциации Сергей Борисов. «Как мы отмечаем, начали расти поставки через северо-западные порты именно в Азию, — поясняет Сергей Борисов. — Основной плюс этого маршрута — то, что он позволяет переориентировать грузовые потоки, не застревая на Восточном полигоне. К тому же, чем больше грузоотправители везут на запад, тем больше квот у них остаётся на перевозку на восток. Такая диверсификация позволяет увеличивать экспортные поставки угля в страны АТР. А именно такая задача сейчас стоит перед государством».
Отметим, что в прошлом году перевозки угля через порты Северо-Запада практически не проходили. По этой причине ОАО «РЖД» даже установило скидки на транспортировку угля из основных угледобывающих регионов России в этом направлении. Как тогда отмечали в компании, альтернативное экспортное направление позволит разгрузить Восточный полигон, перенаправив уголь туда, где есть возможность его везти.
«Уверен, что благоприятная ситуация для угольщиков сохранится как минимум до сентября и в ближайшие месяцы поставки на экспорт будут расти», — прогнозирует Сергей Борисов.