Китай приказал угледобывающим предприятиям срочно увеличить производство, поскольку энергетический кризис угрожает заводам второй экономики мира и заставляет администрацию Си Цзиньпина отказаться от обещаний по борьбе с изменением климата.
Как говорится в отчете Securities Times, сотрудники министерства энергетики во Внутренней Монголии, одном из крупнейших угледобывающих регионов Китая, поручили 72 местным горнодобывающим компаниям увеличить мощности на 100 млн тонн.
Последние усилия китайских властей по борьбе с острой нехваткой электроэнергии были предприняты на фоне прекращения или сокращения деятельности высокотехнологичных производственных предприятий. Отключения затронули некоторые районы северо-восточной части страны. Кроме того, власти предупреждают, что могут пострадать и такие критические отрасли, как производство продуктов питания.
Решение об увеличении поставок сразу отразилось на китайских рынках, вернувшихся после недельного национального праздника. Фьючерсы на энергетический уголь, торгуемые в Чжэнчжоу, в пятницу поднялись на 3% выше, но быстро снизились примерно на 11%. Угольный индекс CSI зарегистрированных китайских горнодобывающих предприятий упал на целых 5,5%.
Гэвин Томпсон, эксперт по сырьевым товарам в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Wood Mackenzie, отметил, что Китай, как и другие энергетические рынки, столкнувшиеся с дефицитом, «должен соблюдать баланс» в вопросе поддержания электроэнергии и приверженности целям декарбонизации.
«Эта ситуация неудобна для Китая. Страна готовится к [международной конференции по изменению климата] COP26, которая состоится всего через несколько недель. Президент Си объявил, что больше не будет строить угольные электростанции за рубежом. Однако в краткосрочной перспективе у Китая нет иного выбора, кроме как увеличить потребление угля для удовлетворения спроса на электроэнергию», — сказал Томпсон.
Решение о резком наращивании добычи угля на десятках шахт во Внутренней Монголии было принято на фоне отказа Китая от собственных торговых запретов на австралийский уголь. Это подчеркивает интенсивность энергетического кризиса.
На этой неделе издание Financial Times сообщало, что грузы австралийского угля были выгружены в нескольких китайских портах без каких-либо проблем. Тем самым запреты на импорт угля из Австралии сводятся на нет. Но политическая напряженность и разногласия в области безопасности между Канберрой и Пекином только растут.
Чэньцзюнь Пан, эксперт по сельскохозяйственному сектору Китая в Rabobank, ожидает, что продовольственные логистические сети страны (например, холодильные хранилища) также почувствуют «неблагоприятное воздействие», учитывая их интенсивное потребление электроэнергии.
Несмотря на то, что нехватка угля и рост цен на энергоносители могут показаться «краткосрочной и циклической» проблемой, этот эпизод подчеркнул долгосрочные структурные сложности при переходе Китая на более чистые энергетические системы.
«Все секторы должны серьезно к этому отнестись», — добавила Чэньцзюнь Пан.
Нехватку электроэнергии списывают на более низкую добычу угля и регулируемые цены. Энергетический кризис доставил еще больше хлопот специалистам по энергетическому планированию Китая, которым уже приходится разгребать последствия хаоса, посеянного Evergrande.
Финансовая группа Societe Generale сообщила, что уменьшила свой прогноз ВВП Китая на третий квартал с 5.5% до 5%.
«Экономика Китая под сильным давлением... Судя по последним данным, перебои в подаче электроэнергии уже нанесли заметный ущерб промышленности», — заявили аналитики банка. «В результате мы ожидаем, что в сентябре рост промышленного производства замедлится».
Ли Шоу, участник кампании Greenpeace в Пекине, отметил, что энергетический кризис также выявил проблемы, связанные с чрезмерной зависимостью Китая от угля. Именно на это полезное ископаемое приходится более половины энергопотребления страны.
«Уголь, как кодовое слово для „энергетической безопасности„, далеко не безопасен», — добавил он. «Мы надеемся, что текущие проблемы помогут выйти за рамки дебатов о том, нужно ли нам добывать больше угля или нет. Мы должны сосредоточиться на более серьезных проблемах, а именно — на реформе энергетической системы, отходе от энергоемкой экономики и необходимости повышения энергоэффективности».
В прошлом году внутренняя добыча угля в Китае составила 3.9 млрд тонн. Си получил международную похвалу за обещание, что страна достигнет пика выбросов углерода до 2030 года и придет к углеродной нейтральности к 2060.