Поставки угля по железным дорогам в третьем квартале сократились на 2,4% по отношению к предыдущему периоду и составили 91,7 млн тонн.
Как отмечают аналитики экспертного агентства Argus, наиболее существенно за этот период снизились отгрузки угля марки Д — до 27,8 млн тонн (-6,1%) в связи с логистическими проблемами.
Поставки твердого топлива этой марки на мировой рынок сократились до 20,6 млн тонн (-11,1%). Снижение поставок длиннопламенного угля, вероятно, связано с инфраструктурными ограничениями и более медленным движением составов с углем в направлении портов. Так, отгрузки угля марки Д через порты Дальнего Востока в отчетный период снизились на 34,6%. В частности, сократили отгрузки производители угля в Хакасии, для которых действовало ограничение на отправку топлива по железной дороге на восток. При этом недропользователи Кузбасса сохранили объемы перевозок на прежнем уровне в соответствии с соглашением о приоритетном доступе к мощностям ОАО «РЖД». Также отмечается низкая скорость движения грузов из Кузбасса в порт Усть-Луга (Ленинградская область), что привело к 13-процентному снижению экспорта угля через северо-западные порты.
Отгрузка длиннопламенного угля на внутренний рынок в третьем квартале увеличилась на 12,6%, до 7,2 млн тонн, по отношению ко второму кварталу 2021 года. Основными поставщиками твердого топлива стали иркутская компания «Востсибуголь» (1,1 млн тонн), нарастившая объемы поставок на 72%, КТК (1 млн тонн, +33%) и «СУЭК-Хакасия» (1,3 млн тонн, +14%).
Также отмечалось снижение поставок по другим видам топлива. Так, аналитики Argus отмечают сокращение экспортных поставок угля марки Т на 9,6%, до 6,6 млн тонн; концентрата — на 15,8%, до 3,4 млн тонн; металлургических марок угля Ж, К и ОС — на 4,7%, до 2,2 млн тонн. Вместе с тем экспорт бурого угля в Китай вырос на 65%, до 685 тыс. тонн, причем в основном за счет поставок с разреза «Харанорский» компании СУЭК в Забайкальском крае.