Евросоюз окончательно отказался от угля из России. 1 августа вступил в силу запрет на импорт энергоносителя. Мера была утверждена еще в апреле, она вошла в пятый пакет санкций. ЕС закупал у РФ как уголь для электростанций, так и коксующийся. В первом сегменте на импорт отсюда приходилась доля примерно в 70%. Остальные 30% формировали Австралия, США, Колумбия и Южная Африка.
Евросоюз окончательно отказался от угля из России. 1 августа вступил в силу запрет на импорт энергоносителя. Мера была утверждена еще в апреле, она вошла в пятый пакет санкций. ЕС закупал у РФ как уголь для электростанций, так и коксующийся. В первом сегменте на импорт отсюда приходилась доля примерно в 70%. Остальные 30% формировали Австралия, США, Колумбия и Южная Африка.
Евросоюз будет наращивать поставки из этих государств, правда, за них придется заплатить больше, говорит эксперт Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Кирилл Родионов: «Ключевая проблема заключается в том, что поставки из этих стран сопряжены с более высокими логистическими издержками, нежели при импорте из России, и поэтому европейцам придется доплачивать за транспортировку. Нынешний рост угольных цен, которые в последние недели достигли $400 за 1 т, отражает издержки, с которыми сопряжен поиск альтернативных поставщиков.
Но при этом важно учитывать, что европейский рынок сам по себе не очень значителен, дело в том что ЕС и Великобритания в 2021 году импортировали в полтора раза меньше энергетического угля, чем одна Япония. Европейцы в последние годы сделали очень много для того, чтобы отказаться от угля в структуре электрогенерации. Но при этом важно учитывать, что на фоне дефицита газа потребность в угле все равно будет достаточно высокой.
В сегменте коксующегося угля доля России в структуре импорта составляла 10%. Найти замену будет проще, но опять же это будет сопряжено с тем, что европейцам придется чуть больше доплачивать за логистику. Но в целом зависимость в этом сегменте не является критической. Подытоживая, можно сказать, что европейцы столкнутся с временными рисками дефицита угля, но проблемы будут решены в ближайшие один-два месяца».
По данным российского Минэнерго, на страны Евросоюза приходилось более 20% экспорта угля из страны. Как говорят собеседники „Ъ FM“, эти объемы придется перенаправить на Восток — в первую очередь в Азию. С этим возникают трудности, в том числе из-за того что крупные импортеры — Япония и Южная Корея — отказались покупать российский уголь.
Доходность экспорта также может серьезно упасть, предполагает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов: «В последнее время поставки российского угля в страны Европы сократились в первую очередь в пользу стран Ближнего Востока и Турции, куда Россия перенаправляет свой уголь. РФ также страдает от перераспределения угольных потоков, предлагая сырье дешевле, чем аналогичный уголь продается на рынке как в Европе, так и в Азии.
Сегодня средние цены на топливо в Европе и на Дальнем Востоке составляют примерно $400 за 1 т, то российский уголь как в ЕС, так и в странах Северо-Восточной Азии продается по цене примерно $200 за 1 т, а с учетом того, что рубль существенно укрепился по сравнению с доконфликтным уровнем, а издержки для угольных компаний в принципе возросли, по сути, рентабельность экспортных поставок снизилась примерно в два раза».
Ситуация в угольной отрасли в России остается тяжелой. В июне компании обратились в Минэнерго за новыми мерами поддержки. Они, в частности, жаловались на нехватку мощностей и проблемы из-за санкций: нарушенную логистику, сложности фрахтования судов и замороженные зарубежные счета части трейдеров. Минэнерго в качестве наиболее негативного сценария на 2022 год рассматривает падение добычи угля на 17%, а экспорта — на 30%.