Заместитель главы Хакасии Юлия Исмагилова опубликовала сообщение о том, что приняла участие в заседании рабочей группы Минэнерго России под руководством заместителя министра энергетики РФ Сергея Мочальникова, на котором обсуждалось формирование плана экспортных перевозок угольной продукции грузоотправителей железнодорожным транспортом общего пользования в восточном направлении на предстоящий месяц и мониторинг его исполнения по итогам 2023 года.
«По поручению главы республики доложила коллегам о потребностях региона в отгрузке угля на Восток», – пишет Исмагилова. Как будто без ее участия об этих потребностях никто не знает. И что значит в принципе ее сообщение? Ведь от представителей власти ждут не статистического участия, а конкретных решений. Многочисленные встречи и переговоры с участием высших чиновников республики без видимых результатов вызывают вопросы о компетентности этих самых чиновников.
Говорить и расписывать планы – дело недолгое и не особо трудоемкое. А когда доходит до реализации, наблюдается стагнация.
По фактам: если программа развития угольной промышленности России, одобренная еще в 2020 году, обещала региону заметный рост добычи угля – с 24,5 млн тонн в 2018 до 40–50 млн тонн к 2025 году, а экспорт ожидалось увеличить с 10 млн тонн до 21–25 млн тонн, то пришедшая реальность в период руководства Валентина Коновалова оказалась неутешительной.
Текущий экспортный план РЖД на 2024 год предусматривает всего 6,5 млн тонн угля из Хакасии, что значительно ниже ожидаемых объемов. Республика, таким образом, осталась в тени крупных соглашений.
Перед тем как Исмагилова приняла участие в очередном заседании, Валентин Коновалов сообщил о встрече с первым заместителем председателя правительства России Андреем Белоусовым, на которой обсуждались проблемы функционирования угольной отрасли в условиях санкций и развития региональной обрабатывающей промышленности. Однако реальные действия и результаты после этих переговоров пока не проявились.
Учитывая отмену понижающих коэффициентов на экспортные перевозки, эмбарго на ввоз российского угля в страны ЕС, индексацию тарифов РЖД и повышение НДПИ, стоимость доставки играет всё более весомую роль в затратах предприятий, что в свою очередь значительно снижает их производительность и экономическую устойчивость.